Кто и как сегодня занимается Ирландскими танцами в Сибири? Насколько там развито это направление? Рассказывает трёхкратный мировой чемпион по Ирландским танцам из Кемерова

Кто и как сегодня занимается Ирландскими танцами в Сибири? Насколько там развито это направление? Рассказывает трёхкратный мировой чемпион по Ирландским танцам из Кемерова
Меня всегда поражали истории в духе «однажды я случайно что-то увидел, попробовал, и с тех пор это является делом всей моей жизни». Но у нашего героя всё и правда случилось будто по волшебству: объявление в студенческой газете, увиденное случайно, посещение открытого урока по Ирландским танцам на День Святого Патрика – и сегодня он уже трёхкратный мировой чемпион и ведущий преподаватель академии Ирландского танца с филиалами в нескольких городах Сибири.

Роман Щербань рассказал «Плясу» о том, как развиваются Ирландские танцы сегодня в Сибири и в частности в Кемерове, о сложностях, с которыми сталкиваются иртанцоры в регионе, а также о том, каково было танцевать единственным парнем в коллективе.
27 октября 2020
Мне всегда были очень интересны истории, в которых люди начинали заниматься танцами уже во взрослом возрасте, а потом делали это делом всей жизни. Расскажите, как вы сами начали танцевать Ирландские танцы, с чего всё началось?

– Для меня это всё было случайностью. Маленькое объявление в студенческой газете, которое даже и не я увидел, а мне подложила однокурсница, потому что знала, что я вот уже полгода как увлёкся Ирландской музыкой по полной программе. Конечно, я до этого что-то видел по телевизору, точно была трансляция какого-то шоу. И как-то у меня в памяти отложилось, что Ирландские танцы – это прикольно, сложно, необычно, и неплохо было бы попробовать когда-нибудь. Но как-то и не предполагал я тогда, что такое есть у нас в Кемерове. Тот открытый урок на День Святого Патрика 2006 всё поменял в моей жизни, и в итоге он дал уже через меня как преподавателя возможность бессчётному количеству людей если и не танцевать эти танцы сегодня, то хотя бы попробовать, как это на самом деле делается!

Так что случайности неслучайны! ;)
Так вышло, что к 2014 году я остался единственным преподавателем Ирландских танцев в Кемерове
Расскажите о вашей школе в Кемерове. Как она развивалась? И вообще сколько школ в вашем регионе?

– В нашем городе только одна школа. Всё началось со студенческого дуэта, который появился при КемГУ в 2002, а уже через год открылась школа с преподавателями. Кемерово в каком-то плане является колыбелью Ирландского танца в Сибири, так как школа именно сольных танцев у нас появилась раньше всех.

Я же начал танцевать в 2006, а преподавать новичкам с 2009, когда уже повыступал на первых соревнованиях в России и сам продвинулся в навыках до третьего уровня сложности. В 2012 я первый раз стал Чемпионом России и где-то в это же время начал вплотную работать с другими городами, особенно с Иркутском, который стал нашим исторически первым отделением в другом городе. Так вышло, что к 2014 я остался единственным преподавателем в Кемерове, а наш коллектив принял всех местных иртанцоров. Где-то в это же время мы объединились ещё с двумя другими школами (из Омска и из Новосибирска) в Академию, а через какое-то время к нам присоединился и Новокузнецк.

Так мы прошли путь от дуэта на студвесне до школы на 5 городов от Омска до Иркутска, и сегодня мы самое широкое объединение на территории Сибири, ну и мы всё так же "учим с нуля и работаем на результат" ;) Пусть наши отделения не самые массовые в регионе, но наша сила в качестве, единстве и взаимовыручке. Сегодня мы – где-то треть всех иртанцоров в Сибири.
Так мы прошли путь от дуэта на студвесне до школы на 5 городов от Омска до Иркутска, и сегодня мы – самое широкое объединение иртанцоров на территории Сибири
Кто приходит заниматься Ирландскими танцами? Расскажите о ваших учениках

– Состав и пропорция школы с течением времени очень сильно поменялись. Когда я начинал танцевать в свои 19 лет, я был младше всех в коллективе и единственным юношей. Сегодня в отделениях Академии в Кемерове, Омске и Новокузнецке установилось равновесие между группами школьников и взрослых. Но бывало, что был перекос в сторону школьников, и наоборот бывало больше взрослых, как сейчас у академиков в Новосибирске и Иркутске. Конечно, как и в большей части хореографии, нам всё так же не хватает мальчиков, хотя исторически очень долго это был чисто мужской вид танца.
Когда я начинал танцевать в свои 19 лет, я был младше всех в коллективе и единственным юношей
А каково вам было танцевать единственным парнем в коллективе? Не смущало, что кроме вас мальчиков нет? Просто мне кажется, многих было бы как-то некомфортно в такой обстановке

– У меня не возникло проблем с вливанием в коллектив в своё время. Спасибо педагогам, которые не акцентировали на этом внимание. Моё же мнение, что ни пол, ни возраст, ни исходные данные не имеют значение, если ты нашёл своё дело, поэтому в том числе и мы работаем со всеми возрастами и уровнями подготовки. Да и в нашем направлении есть неоспоримый плюс, что репертуар в большей мере унисексовый, особенно на начальном этапе развития.
При достаточной вовлечённости в процесс развиться в наших танцах можно достаточно быстро и уже через полгода поехать выступать. В моей практике есть два рекордсмена, которые были на соревнованиях уже во второй месяц обучения, да ещё и умудрились там всех обойти и встать на первые места
Почему люди вообще приходят в Ирландские танцы, что их привлекает? Про что эти танцы? Мне как стороннему наблюдателю всегда казалось, что это что-то про народные гуляния и атмосферу праздника. Это так?)

– Это не совсем так, но поверьте мне, не только вы такого мнения. Когда мне, трёхкратному мировому чемпиону, люди из управления, отвечающие за спорт и культуру, рассказывают про наши "пабные танцы", диву даёшься. Но в какой-то мере мы сами в этом виноваты, так как на площадках городов мы выставляем не совсем то, чем занимаемся на самом деле, а то, что подойдёт по формату и особенно по пространству и покрытию. В реальности наши танцы – это сложные физически и математически структурированные композиции на площадку от 45м2 с передвижениями, прыжками, трюками, ну и звуками, если речь идёт об обуви с набойками. У нас максимальные требования к музыкальности, поэтому танцы выглядят так синхронно (и зрители всегда выделяют этот момент), хотя по факту никто этим не занимается специально, а в первую очередь отрабатывает свой личный коннект с музыкой. Я сам пришёл в эти танцы через музыку и считаю, что невозможно углубиться в наше направление ни как зрителю, ни как танцору без любви к ирландским мелодиям и ритмам. Сложно сказать, про что наши танцы, т.к. сюжет в них очень редок, и если есть, то обычно достигается не лексикой, а антуражем. Да и это не основное, главное – это то, что мы делаем ногами: футворк, ритмика и фишки – именно это удерживает внимание зрителя.
Моё же мнение, что ни пол, ни возраст, ни исходные данные не имеют значение, если ты нашёл своё дело, поэтому в том числе и мы работаем со всеми возрастами и уровнями подготовки
Участники коллектива Академии
Мне сложно судить о развитии танцев в городах России кроме Москвы и Санкт-Петербурга, но я уже несколько раз слышала в разных интервью, что в регионах не хватает школ, да и интереса к некоторым видам танцев. Как обстоят дела с Ирландскими танцами в Сибири и в частности в Кемерове? Этот стиль популярен? Хватает ли школ сегодня? Какие есть трудности у людей, занимающихся Ирландскими танцами у вас, с которыми москвичи, например, реже сталкиваются? (Если можно так сравнивать)

– У нас действительно есть проблема в количестве школ в регионе, и как следствие недореклама направления в общем, так как идёт меньший охват аудитории. Но наше направление в принципе не является мейнстримом, и ожидать, что у нас будет столько школ и танцоров, как, например, в стритовых направлениях или в современке, слегка наивно. В Кемерове у нас одна школа, и мы подходим к тому, что придётся масштабировать направление в городе только самим, выращивая новых педагогов и открывая новые точки работы.

Если брать регион в общем, то минусом, конечно, является расстояние как между областными центрами, где проходят соревнования, так и до столицы, где в прошлом году был чемпионат Восточной Европы, например. Ну и, конечно, если речь идёт о загранице и крупных чемпионатах, то сразу можно добавлять 15-20 тысяч рублей к поездке, так как до Москвы ещё нужно добраться, чтобы вылететь из страны, ну и визовые центры есть далеко не во всех городах, и их услуги увеличивают стоимость визы раза в полтора-два.

Если брать страну в целом, то, конечно, главная проблема сегодня – это курс евро. За последние 7 лет рост составил уже в районе двух раз, что привело к дикому подорожанию и обуви, и соревнований, и поездок, и классов зарубежных преподавателей в то время, когда и люди особо больше зарабатывать не стали, и покупательная способность рубля не выросла.
У нас действительно есть проблема в количестве школ в регионе, но наше направление в принципе не является мейнстримом, и ожидать, что у нас будет столько же школ и танцоров, как, например, в стритовых направлениях или в современке, слегка наивно
Танцы часто бросают, когда понимают, что учиться долго и сложно. Сколько нужно учиться Ирландским танцам, чтобы можно было выйти на сцену (например, отправиться на турнир)? И как часто ваши ученики бросают занятия на полпути из-за того, что сложно?

– При достаточной вовлечённости в процесс развиться в наших танцах можно достаточно быстро и уже через полгода поехать выступать. В моей практике есть два рекордсмена, которые были на соревнованиях уже во второй месяц обучения, да ещё и умудрились там всех обойти и встать на первые места. У нас есть неоспоримый плюс перед стандартными хореографическими конкурсами, так как существует система квалификаций, и на каждых соревнованиях есть люди конкретно твоего уровня подготовки. Ты никогда не будешь соревноваться в одной категории с мировым чемпионом, если ты начал танцевать год назад, и наоборот, если ты вдруг выиграл чемпионат Сибири, это не значит, что ты достиг регионального потолка, потому что дальше тебе соревноваться с такими же чемпионами в прошлом или настоящем. Поэтому ушедших конкретно из-за своих результатов, на мой взгляд, немного, так как наша система соревнований и экзаменов достаточно объективна. Но, да! Каждый в своей карьере во что-то упирается, кто-то в первом же танце, кто-то через 3 года, главное это перебарывать, не сдаваться и понимать, что у каждого есть свои рубиконы, которые нужно перейти. Именно в этом моменте мы теряем часть людей, которые оказываются не готовы к ежедневной работе над собой. Я всегда говорю, что в первую очередь мы приходим не просто потанцевать, а сделать себя хотя бы чуточку, но техничнее и/или сильнее, и не верю в "танцы для себя", потому что считаю это самообманом и путём в никуда. Сам я танцую уже 14 лет не меньше трёх раз в неделю в среднем и ни разу не задумывался о том, чтобы бросить. Надеюсь, для кого-нибудь я буду позитивным примером. Мне в этом плане понравилась фраза "вспомните, почему начали", возможно, она поможет кому-нибудь не свернуть на полпути, а то и вернуться в танцы!
Я всегда говорю, что в первую очередь мы приходим не просто потанцевать, а сделать себя хотя бы чуточку, но техничнее и/или сильнее, и не верю в "танцы для себя", потому что считаю это самообманом и путём в никуда
Расскажите, как вы ездите на турниры? Сколько обычно людей от школы участвуют, что самое сложное в этих турнирах для учеников?

– В текущий момент у нас проходят соревнования в 6 городах. Мы обычно катаемся в Новосибирск, Томск и Красноярск, ну и принимаем другие города у нас в Кемерове. Почти не ездим в Омск и ещё ни разу не были в Тюмени. В среднем выходит одно мероприятие раз в два-три месяца. Есть ещё Чемпионат Сибири, кочующий по разным городам. Ну, и Чемпионат Мира, на который мы выезжали каждый год в том или ином составе, начиная с 2012 года. Исключением стал только 2020. В Кемерове на прошлом Чемпионате Сибири нас было, конечно, максимум - 30 человек. В другие города выезжаем составом 10-20 человек. На Мировом начинали выступать с одного человека, в прошлом году участвовало 5 танцоров из Кемерова (8 из всей Академии), в итоге привезли два титула чемпионов в соло и один в дуэте.

Мне кажется, самое сложное в наших соревнованиях – это выдержать концентрацию, но не слишком фиксироваться на мелочах. Выдержать эмоциональное равновесие, но при этом "присутствовать" на сцене. Быть готовым станцевать на полную вовремя, но не перегореть по ходу. В общем золотая середина должна быть во всем, и этому сложно научить, т.к. это опыт и свои личные грабли у каждого, а преподаватель может только задать вектор или указать на то, что мешает.

Сами поездки в последние годы - это выгул школьной атрибутики, очень много нетанцевального времени, проведённого вместе, прогулки по Сибири или Европе, разговоры в поезде и на кухнях, в общем, своеобразный корпоратив и море впечатлений, которые очень сближают танцоров.
Сами поездки в последние годы – это выгул школьной атрибутики, очень много нетанцевального времени, проведённого вместе, прогулки по Сибири или Европе, разговоры в поезде и на кухнях, в общем, своеобразный корпоратив и море впечатлений, которые очень сближают танцоров
Я знаю, что кроме фестов вы также танцуете на вечеринках и в пабах. Расскажите, где и как ученики вашей школы ещё танцуют кроме зала и фестивалей?

– На самом деле танцы в пабах – это очень сиюминутные решения и далеко не наше основное дело, редко мы к ним готовимся слишком долго и в первую очередь делаем это для фана самим же себе, так как всегда есть очень серьёзные ограничения по пространству и покрытию, поэтому мы не гонимся за сложностью, главное никого не побить ногами и самим не пострадать. То же касается корпоративов, хотя туда уже подготовка идёт дольше, и обычно возникает возможность организовать сцену или её подобие. Самое, конечно, большое – это концерты группы Street Fiddlers, на которых мы с большим удовольствием работаем, потому что это сцены филармоний или ДК. У нас есть возможность станцевать то, чем мы на самом деле живём, так как они играют наш стандартный репертуар в том числе, ну и сцена позволяет слетать от одного края к другому, на что мы заточены и чему научены в первую очередь. Очень жалко, что сорвался концерт в Кемерове из-за пандемии, группа должна была играть в нашей Филармонии в первый раз, и мы должны были к ним присоединиться.

Ну и всегда, когда есть возможность сцены, мы работаем, будь это фестивали (в этом году летом, увы, почти ничего не было), отчётные концерты или другие мероприятия. Так, что сцена – это наша слабость :) Хоть и вся работа на неё – это едва ли десятая часть того, что мы делаем обычно, это всегда приносит мощный опыт работы со зрителем и умения ориентироваться в нестандартной обстановке!
Смотрите также