Начать во взрослом возрасте и дойти за полтора года до B-класса в бальных танцах: история пары

Начать во взрослом возрасте и дойти за полтора года до B-класса в бальных танцах: история пары
Современные бальные танцы чаще всего ассоциируются с юными дарованиями, тренирующимися с утра до ночи. Поэтому мысль начать заниматься, когда тебе уже за 20 (а то и хорошенько за 20), может показаться несерьезной. Однако есть пары, которые опровергают такие предубеждения, достигают хороших результатов за несколько лет и уверенно лидируют на паркете, совмещая семейную жизнь и работу в офисе с постоянными тренировками и турнирами. «Пляс» познакомился с такой парой Алексея Гаранина и Юлии Белых и расспросил о пути начинающего взрослого танцора, секретах успеха и турнирах в Европе.
20 июля 2020
Популярность бальных танцев в 90-е

Популярность бальных танцев в 90-е

Когда вы начали заниматься бальными танцами?

Алексей: Я начал раньше Юли, пришел в танцы в 24. Тогда у меня был друг с D-классом, на тот момент казалось, что это очень круто. И он меня позвал на танцы, а это был 1999 год, смартфонов с игрушками нет, телевидения с множеством каналов – тоже, а заняться чем-то надо, ну, пойдем сходим, заодно и с девочками познакомимся. И вот я начал заниматься, встал в пару сначала с одной, потом с другой, удачно выступил на первых турнирах и был уверен, как часто это бывает с мальчиками, что это я всё выиграл, а девочка так, рядом постояла, помешалась под ногами. Я чувствовал себя уже продвинутым танцором и хотел найти такую партнершу, с которой можно было бы стать чемпионом, я же был амбициозный парень. Сказал об этом педагогу и попросил найти мне сильную партнершу. И он поставил меня в пару с девочкой С-класса, и тут вдруг выяснилось, что я не самая большая звезда в этом зале и тоже могу мешаться под ногами.

Юлия: А я пришла в танцы в 29, меня привела знакомая. Я встала в пару и начала заниматься.

– Подождите, вы хотите сказать, что прямо сразу нашли себе партнера?.. Сегодня найти партнера, когда ты взрослый начинающий, - задача не из легких.

Ю.: В конце девяностых бальные танцы были очень популярны. Кубок Спартака собирал Олимпийский, весь зал был битком, когда там танцевали Безикова с Тимохиным. Также по телевизору часто показывали бальные танцы. И как раз на той волне появилось очень много взрослых начинающих. Мы занимались тогда в ДК ГУВД, в студии «Такт».
Вы не представляете, сколько было людей, и это в группе, где были только взрослые. Там был большой зал, но нам приходилось танцевать в два захода
Алексей и Юлия на турнирах
В группе было человек 50-60, и все разновозрастные. Я начала заниматься в ней в мае, а в сентябре мой партнер ломает ногу. Девочек, как и всегда, было больше, и в итоге я осталась без партнера.

А.: А я тогда танцевал с партнершей, которая дружила с Юлей, и мы часто заходили после тренировок вместе попить чайку, так и познакомились. Слово за слово, «давай потанцуем» - «а давай». В итоге так 20 лет уже и танцуем.

Каких целей вы тогда хотели достичь, когда начинали заниматься?

Ю.: Когда тренеры задавали этот вопрос, Леша говорил, что хочет стать чемпионом. А мне всегда нравились вообще любые танцы в принципе, в детстве я занималась и фигурным катанием, и гимнастикой, и другими танцами. И когда я шла в танцзал уже во взрослом возрасте, мне просто хотелось научиться красиво танцевать.
О чемпионских целях я изначально не думала, но когда мы встали в пару с Лешей и пошло, когда мы дошли за 1,5 года до В-класса, тогда я подумала: «А почему бы и нет?»
Друзья поддерживали вас в выборе этого вида спорта?

А.: Меня – не особо, я тогда учился в университете, и все однокурсники спрашивали: «Ты там головой не стукнулся? Какие бальные танцы?» Но мне чаще всего было довольно сильно наплевать на мнение большинства. И потом в бальных залах, как правило, совершенно другие люди, другая атмосфера, там свое сообщество, заинтересованное в танцах. И это подкупает.
Турниры вместо свадьбы

Турниры вместо свадьбы

А когда вы встали в пару, вы сразу поняли, что будете парой и по жизни?

А.:
Нет, что вы, вообще-то у меня на тот момент уже девушка была, и мы собирались пожениться. Но девушка потерпела мои тренировки полгода, после чего сказала: «выбирай, либо я, либо танцы». А поскольку мне было 24 года и я был молодой и горячий, я сказал, что знаешь, я, наверное, потанцую. А у меня вообще была тогда мечта дойти до С-класса. Я поспрашивал знакомых, сколько надо работать, и мне сказали, что лет 5 нужно очень много пахать, и вот тогда, может, и получится достичь такого уровня, так что моей целью было получить С-класс к 30 годам. Так я своей девушке и сказал. Расстались мы по-дружески.

То есть между своей невестой и танцами вы выбрали танцы?

Алексей: Да.
Но что вы хотите от человека в 24 года, чтобы он головой думал? Я вас умоляю!
Ю.: Еще свою роль сыграл тот фактор, что у нас всё очень хорошо пошло, почти сразу мы начали достигать хороших результатов. Практически каждую неделю мы выступали на конкурсах, и всё время – первые места. Появился кураж, и тут мы решили, что раз так – надо больше тренироваться: не 2-3 раза в неделю, а каждый день, а конкурсы – каждую неделю. А какая девушка будет терпеть такое?

А.: В итоге мы дошли до B-класса за 1,5 года.

И долго вы жили в таком режиме?

А.: Лет 15. А потом мы стали больше уделять времени тренажерному залу, чем тренировкам, и кстати, это только улучшило результаты на паркете. Если человек танцует с самого детства, у него иначе формируется тело и мышцы, и может, ему тренажерный зал и не нужен. Но если приходишь в танцы во взрослом возрасте, то скорее всего, нет ни растяжки, ни пластики, тело уже сформировалось и начало дубеть. Так что те моменты в технике танца, которые вбиты с малолетства танцору в голову, взрослый человек может решить только за счет развитых мышц.

Были ли какие-то сложности, связанные с тем, что тело уже не так юно?

Ю.: Лично мне просто изначально повезло с генетикой в плане координации, гибкости, музыкального слуха. А благодаря тому, что Леша настоял, что мы будем ходить в тренажерный зал и бегать, развилась сила и выносливость, и в итоге нас всегда хватает на прогон.

А.: Скажу банальную вещь, но человек все может, если захочет. И не было такого, чтобы я не мог сделать то, что мог сделать парень моложе. Единственно, возможно, я буду проигрывать в гибкости.

Вы танцевали и стандарт, и латину?

Ю.: Изначально мы танцевали и то, и другое, но латина так же хорошо, как стандарт, не пошла, и мы решили оставить ее. Лично мне было очень грустно это делать, но я понимала, что невозможно разорваться, мы оба работаем днем, преподаватели говорили, что лучше выбрать одну программу, и мы выбрали стандарт.
Алексей и Юлия на турнирах
Турниры в Европе

Турниры в Европе

Расскажите о ваших европейски турнирах, как вы начали ездить на них?

А.: После 30 соревноваться с 16-18-летними было уже не так просто, всё же люди за 30 выглядят на их фоне, будем откровенными, не такими быстрыми. Да и при одинаковом уровне танцевания скорее лучше просудят юную пару, чем пару за 30, потому что они более перспективны. Но ничего, мы продолжали упираться, тренироваться. А когда возраст приблизился к 35, встал вопрос о переходе в сеньоры. Такая перспектива нас не очень-то обрадовала, потому что тогда казалось, что никакого развития и соревнований не будет. В России, как правило, соревноваться неинтересно, уровень танцевания не очень высокий, да и пар в сеньорах очень мало, иногда для проведения соревнований просто не набирается минимальное количество участников, что очень грустно.
Поэтому мы решили поехать на турнир в Европу. И тут мы поняли, кто такие сеньоры на самом деле.
Это была Вена, 2011 год. Турнир проходил в здании ратуши в старинном зале с шикарным паркетом. Соревновались только сеньоры, и делились они на несколько категорий: сеньоры-1 – 35 и старше, сеньоры-2 – 45 и старше, сеньоры-3 – 55 и старше, сеньоры-4 – 65 и старше. В каждой группе – 50-70 пар, причем в сеньорах-1 пар было меньше всего, а сеньеры-2 и -3 были самыми многочисленными, в сеньорах-3 было чуть ли не под 100 пар. В основном были пары из Германии, Австрии, Италии, Чехии и других стран Евросоюза, также были и русские пары. Позже мы ездили на более крупные турниры в Европе, где только в сеньорах-1 было под 180 пар. В России мы тоже принимали участие в турнирах в качестве сеньоров, но всё же всегда интереснее соревноваться, когда есть конкуренция. Когда приходишь на турнир и соревнуешься с 5-6 парами, то не очень растешь. Ощущается большая разница по сравнению с турнирами в Европе, когда приезжаешь, например, на турнир в Италию и не понимаешь, на паркете танцуют профессионалы или сеньоры.
Юлия и Алексей на турнире в Вене
Ю.: Мы к тому моменту занимались уже 11 лет и были просто поражены тем, как люди танцевали и как выглядели, как относились к танцу, как всё было организовано на турнире. А также тем, сколько было зрителей. Когда на наших турнирах выступают сеньоры, зрителей почти нет. А там просто яблоку негде упасть. До этого мы были на турнире в Таллине, соревнующихся пар было гораздо меньше, чем в Вене, но зрительский зал, в котором проходил турнир (а это был концертный холл «Саку Суурхалль», построенный для проведения конкурса «Евровидение» в 2002 году) был битком набит. И всех танцоров любого возраста и национальности очень тепло поддерживали, потому что танцы – без национальности. Потом мы были на турнирах в Чехии, Италии, Словакии, и
везде залы были всегда если не битком, то уж точно не пустые. Там люди специально приходят в качестве зрителей, покупают билеты
И им не скучно смотреть на сеньоров? Это всё же не профессионалы.

Ю.:
Вы просто не представляете, как танцуют сеньоры на этих турнирах. Это совсем другой уровень танцевания по сравнению с тем, что происходит на турнирах по сеньорам здесь. Помню, на турнире в Вене мы вышли на разминку, вместе с нами вышли разминаться сеньоры-3. И вы знаете, мне очень понравилось, что они делали на паркете.

Какие результаты у вас были на тех европейских турнирах?
Ю.: Очень хорошие. Тогда мы входили в топ-50 сеньоров-1 по миру.
Преподавать в паре

Преподавать в паре

Как вы начали преподавать?

А.: Началось всё с того, что ко мне на одной из групп подошла девушка и спросила, можно ли со мной позаниматься в качестве ученицы. Я сказал: «Не-не-не, я ничего не знаю!», но Юля сказала – «А давай!» И так мы начали преподавать как пара. Юля очень хороший методист, а я – технарь, поэтому мы поделили обязанности: я рисовал схему, а Юля этой схеме за одно занятие всех учила. Я поначалу не очень хорошо мог объяснять женскую партию, потому мы и решили преподавать в паре. Так мы могли показать ученикам, как тот или иной элемент звучит в паре. Также мы старались доносить ту информацию, которой нам самим не хватало, когда мы были в роли учеников. У наших ребят всегда были очень хорошие результаты. Потом я переключился на ПроАм и занимаюсь им до сих пор. Когда у меня было много учеников и я не мог удержать в голове все их композиции, я делал себе листочки на каждого ученика, на которых была расписана композиция по каждому танцу со всеми фигурами и направлениями. И им я тоже эти листочки раздавал. Мы готовились к уроку, потому что так мы не забывали, какая конечная цель у ученика и через какие этапы нам нужно его провести для ее достижения. Поэтому лично мне несколько неприятно, когда я прихожу сам в качестве ученика к преподавателю, а он не готовился к уроку и спрашивает: «Ну, чем сегодня займемся?»
Юлия и Алексей на тренировках
Трудности и сомнения

Трудности и сомнения

Чем-то пришлось жертвовать ради танцев?

Ю.: Да, личным временим и пространством. Вообще очень тяжело быть одновременно партнерами и супругами. Это и плюс, и минус: минус заключается в том, что все свои конфликты с паркета ты несешь домой, а плюс в том, что когда ты уже прошел все сложные моменты, которые возникают в паре за годы танцевания, и когда давно живешь с человеком, ты просто уже чувствуешь, что он будет сейчас делать в танце. Но поначалу было сложно, мы даже расходились. Но потом опять сошлись и сразу начали танцевать.

А не было мысли уйти в другие виды танцев?

А.: Как-то мы пробовали аргентинское танго, и мне понравилось, но всё же решили, что останемся в бальных танцах. Потому что в бальных очень важна дисциплина, а социальные танцы всё же больше про расслабление. В бальных же танцах есть цели, и для их достижения надо проходить определенные этапы.

Какая у вас была мотивация все эти годы, что вам позволило так долго заниматься в таком ритме?

А.: Так мы еще и не собираемся бросать. Просто и в жизни, и в творчестве всегда есть момент, когда стоит остановиться и подумать, а нужно ли это всё тебе на самом деле или нет. Мы активно и без перерывов протанцевали 20 лет, а постоянно в таком состоянии куража находиться невозможно.

Ю.: Тем более трудно постоянно держать себя в форме, потому что это постоянные тренировки, диета, спортзал. Несколько лет назад я решила сделать перерыв, но
сейчас я поняла, что опять хочу вернуться на паркет. Поэтому в ближайшие месяцы мы придем мы в форму и в мае поедем на Блэкпул
А что касается Алексея – он все это время выходит на турниры по ПроАм со своей ученицей.

Как думаете, через лет 5 вы все так же будете танцевать?

Ю.:
Через 5 – не знаю, но в ближайший год – точно продолжим.

А.: Посмотрим, в конце концов, мы же не думали, что 20 лет протанцуем. Когда мне было 24, я думал, что 30 – это уже такая старость, в этом возрасте уже не танцуют. А теперь мы собираемся на Блэкпул (но коронавирус внес свои коррективы в планы – прим. ред.).
Смотрите также