Рокабилли джайв: социальный танец для тех, кто любит Элвиса, яркие наряды и стиль 50-х

Рокабилли джайв: социальный танец для тех, кто любит Элвиса, яркие наряды и стиль 50-х
Словосочетание «социальные танцы» у многих ассоциируются с бачатой и сальсой. Не все знают, что также к социальным танцам относится и рокабилли джайв – стиль, совсем не похож на латиноамериканские танцы, однако его тоже можно танцевать с любым партнером и при любой физической подготовке, если знать основную базу танца. «Пляс» встретился с Антониной Неягловой#nbsp– преподавателем первой в России школе рокабилли джайва «Moscow Dancing Rebels» – и узнал, где в Москве танцуют под Элвиса, кто сегодня предпочитает одеваться в стиле 50-х и сколько понадобится тренировок, чтобы начать смело выходить на танцпол.
20 июля 2020
От небольшой компании единомышленников до крупной московской школы

От небольшой компании единомышленников до крупной московской школы

Расскажите, как появилась ваша школа

– В прошлом году мы отпраздновали 13 лет школе, но на самом деле всё началось еще в 90-х. Основатель школы Макс Макаров собрал тогда небольшую компанию, которая просто хотела танцевать под музыку рок-н-ролл. Ребята ходили по разным клубам Москвы и пробовали танцевать – сначала кто во что горазд, потом в парах. В те годы еще не было ни интернета, ни школ, и ребята танцевали, просто пытаясь повторить движения, которые они когда-то где-то видели урывками. Как вспоминает Максим в одном из видео о школе:
Сначала мы ничего особо не знали и танцевали по наитию. А когда начали изучать танцевальные материалы, поняли, что всё это время танцевали полную ерунду
Постепенно тусовка росла, школа переезжала из одного помещения в другой, и в 2013 году школа «Moscow Dancing Rebels» окончательно обосновалась в студии «9 залов» на Чистых Прудах.
День России на Новом Арбате. Фото Алены Вальяно
История стиля

История стиля

Что такое рокабилли джайв?

– Этот стиль появился в 50-х годах на волне популярности рок-н-ролла – Элвис Пресли, Бадди Холли, Джерри Ли Льюис. Рокабилли джайв основан на танцах 30-40-х годов, но если для танцевания родственного ему линди-хопа нужна была очень хорошая физическая подготовка, то рокабилли джайв мог танцевать любой. В основном его танцевала белая молодежь, и в силу своего воспитания и сильной социальной сегрегации она не могла использовать сложные и порой откровенные акробатические танцевальные элементы, которые могли себе позволить афроамериканские танцоры в линди-хоп. Но танцевать ребята хотели, поэтому они постепенно убирали акробатику и сложные поддержки из парных танцев 30-40ых, и в результате появился рокабилли джайв.
В те времена этот танец часто могли танцевать две девушки в паре, поскольку после Второй мировой войны мужчин было мало
Сегодня этот танец относится к социальным, потому что его можно танцевать с любым партнером или партнершей, не имея при этом профессионального хореографического образования. В паре есть ведущий и ведомый. Ведущий – чаще всего это партнер – задает сигналы: визуальные и тактильные, и партнерша должна понять, что она должна сделать в ответ. Зная эту базу, любой человек может танцевать рокабилли джайв.

Этот танец имеет какое-то отношение к джайву латиноамериканской программы бальных танцев?

– Нет, у этих танцев разные ритм и работа ног, и потом бальный джайв – это спорт, а у нас всё же социальный танец.

Существуют ли турниры по рокабилли джайву?

– Нет, потому что у этого танца нет критериев профессионализма. Рокабилли джайв не входит ни в одну федерацию танца и не является спортивной или профессиональной танцевальной дисциплиной, всё исключительно на любительском уровне.
Тренировки в «Moscow Dancing Rebels»

Тренировки в «Moscow Dancing Rebels»

Как проходят ваши занятия?

– У нас 3 основные группы – для начинающих, продолжающих и тех, кто занимается уже давно. В каждой в среднем 30-35 человек. Уроки проходят по воскресеньям и длятся 2 часа. Также есть тренировки по средам – это такой level up, на которых ребята могут отточить, подкорректировать и дополнить знания, полученные в воскресенье. Еще у нас проходят специальные занятия по акробатическим элементам – многим хочется дополнить свой танец чем-то ярким и зажигательным, например, сделать прыжок на коленочку или исполнить простую поддержку. Максим Макаров объясняет каждую тонкость и рассказывает, как это делать максимально безопасно, он прекрасно знает физиологию, потому что в прошлом он был также еще и каскадером. Он знает все ошибки, которые могут совершить ученики, особенно в первое время обучения. Кроме акробатики некоторые наши занятия посвящены твисту (танец 60-х) и сольному танцу боп денс. До сих пор никто точно не знает, как появился последний, в нем ярко выраженная работа ног, а в музыке превалирует контрабас.

Кто приходит в вашу школу?

– К нам приходят самые разные люди, у нас нет возрастных или каких-либо других ограничений, ни вес, ни подготовка, ни социальный статус для нас роли не играют. Главное, что мы хотели бы видеть в глазах наших учеников, – это желание научиться танцевать рокабилли джайв. Дети не ходят просто потому, что им не интересен и непонятен этот стиль, но есть молодежь и школьники 16-17 лет. В основном нашим ученикам 25-35 лет, очень много тех, кому за 50-60 – это самые осознанные и интересующиеся ученики. Как и во многих школах танцев, леди в большинстве, поэтому 3-6 девочек в группе бывают без партнеров.
Тренировки в «Moscow Dancing Rebels». Фото из группы школы в ВКонтакте
Сколько потребуется тренировок, чтобы выйти на уровень свободного танцевания с разными партнерами?

– Обучение в каждой из трех групп длится не менее полугода, так что через полгода после начала обучения уже можно пробовать себя на танцполе.

Ученики вашей школы стараются соблюдают каноны стиля рокабилли?

– На самом деле можно сказать, что у нас не столько школа, сколько клуб по интересам. Чаще всего приходят люди, которые интересуются культурой той эпохи.
Среди наших учеников многие и в жизни одеваются в стиле 50-х
Они делают прически из 40-50-х, например, небезызвестные многим виктори ролс (Victory Rolls) и предпочитают одежду того периода: брюки, рубашки и платья определенного кроя, юбки-солнца и платья-футляры, джинсы с характерными подворотами, для многих мужчин обязательным атрибутом является кепка. Если людям интересен стиль 50-х, то им нужно знать определенные исторические моменты, культуру поведения и психологию людей того времени, иначе им не понять эту культуру. В связи с этим помимо танцевальных уроков наша школа также проводит лекции и мастер-классы по стилям разных эпох XX века. Но вообще у нас очень демократичная обстановки, и каждый может одеваться, как ему нравится.
Еженедельные вечеринки

Еженедельные вечеринки

Как проходят вечеринки рокабилли в Москве?

– Практически еженедельно в столице проходят концерты рокабилли групп, их достаточно много, многие работают уже больше 20 лет. Alligators, The Spootniks (питерская рокабилли группа), The Betty Boop Lovers, RawCats88 и многие другие. Двух часов тренировок в неделю очень мало, поэтому всех наших учеников мы агитируем ходить на эти тусовки и танцевать.

Большинство приходят на вечеринки по одиночке и уже на месте знакомятся друг с другом, общаются, сбиваются в отдельные компании. Парный танец – это обмен энергией, вы отдаете партнеру, он возвращает вам, и это заряжает на всю неделю. Люди не ругаются, не спорят, просто танцуют и получают кайф. Кроме того, помимо танцев у нас присутствует еще и романтика, и в школе образовалось много семей.

Наша школа проводит летом свои уличные вечеринки на Новом Арбате. Мы устраиваем их на территории дружественного бара «The Дача». Прошлым летом мы часто проводили их, и они были очень популярны. Также мы часто собираемся на набережной в парке искусств «МУЗЕОН. А еще мы можем просто выйти на улицу Москвы, поставить колонку и начать танцевать, людям это нравится, они интересуются и присоединяются.
Мероприятия школы «Moscow Dancing Rebels». Фото из группы школы в ВКонтакте
А бывают ли моменты, когда кто-то не хочет танцевать с кем-то? Что делать в этом случае?

– Конечно бывают, никто не может нравиться всем, и мне отказывали в танце, и я. Также есть определенная культура, и если танцпол в какой-то момент уже забит, а тебя тащит какой-то партнер, то ты просто обязана отказать, потому что надо уважать людей, которые уже на танцполе. Бывают моменты, когда партнер или партнерша не уважают тебя в танце и хотят «танцевать себя»: вот я знаю кучу движений из разных танцев, могу и сальсу, и хастл, и буги-вуги, и акробатику с тобой без договоренности сделаю!
И вот он тебя швыряет как котенка по танцполу, выламывает тебе руки!
Ну конечно, ты берешь и бросаешь такого партнера, если ты себя любишь и уважаешь, а с такими людьми стараешься больше не контактировать. Также встречаются и звездные высокомерные дамы, которые всем своим видом показывают, что каждый партнер должен быть счастлив, если она сделает такое одолжение и потанцует с ним. Таким личностям, скорее всего, тоже мягко откажут. Ситуации бывают самые разные, и на всё нужно реагировать спокойно, твердо понимая, что ты имеешь право отказать и сам спокойно перенесешь отказ.

Были ли скандальные ситуации?

– Нет, наша тусовка очень дружелюбная, серьезных конфликтов никогда не было, а тех, кто попытается буянить, наши мальчишки всегда очень корректно отведут в сторону и если что – за девчонок заступятся.
Фестивали рокабилли-джайв – в Москве и мире

Фестивали рокабилли-джайв – в Москве и мире

Ваша школа проводит фестивали?

– Последние 5 лет весной и осенью мы устраиваем уличный фестиваль «First rays of summer». Этот фестиваль в стиле 50-х проходит на территории двух байкерских баров – «Honky Tonk Road House» и «Night Train Saloon». Помимо танцпола мы устраиваем гараж-sale, проводим конкурсы и мастер-классы, приглашаем музыкальные группы. Мы создали мини-фест по образу фестивалей в Европе и Америке. Там они более масштабные и часто длятся не меньше 4 дней. К сожалению, у нас пока нет возможности проводить фестивали такого уровня. Но зато мы сами ездим на европейские и американские фестивали. В 2015 году, например, наша школа участвовала в испанском фестивале «Screamin' Festival», и тогда на внутреннем конкурсе фестиваля наша школа заняла все 3 места! Это было потрясающе. Мы туда ездим уже много лет, там прекрасная атмосфера, съезжаются люди со всей планеты. Фестиваль проходит прямо на берегу моря, в местечке недалеко от Барселоны.
Популярность рокабилли джайва сегодня

Популярность рокабилли джайва сегодня

Как меняется популярность и заинтересованность публики в этом стиле?

– В последние годы она растет. Может быть, сейчас уже нет такой олдскульной направленности, как это было раньше, когда все были на стиле и четко знали, что они слушают и как это появилось. Сегодня молодежи просто нравится сама тусовка, яркие наряды. Музыка рокабилли – смесь рок-н-ролла, кантри и хиллбилли музыки – до сих пор популярна и интересует людей всех возрастов.

В каждой стране есть свои школы по рокабилли джайву. Два года назад к нам приезжали итальянские коллеги подучиться боп денсу. В прошлом году приезжали из Финляндии будущие инструкторы, которые тоже открывают свою школу по рокабилли джайву, им был интересен наш опыт. Наши бывшие ученики не так давно открыли школу в Таллине. В Москве есть две школы – наша и «Jiving rockets», они появились чуть позже. Недавно в Санкт-Петербурге открылась школа «Jiving cats». Что касается других городов России, насколько мне известно, движение пока еще не так популярно.
Иногда нам пишут из Краснодара, Сочи, Тюмени и других городов люди, которые не могут найти ничего похожего у себя и просят организовать такую же школу в их городе
Пока у нас только 5 инструкторов и нас хватает только на Москву. Но надеемся, популяризация этого стиля будет подниматься, и через несколько лет мы сможем пустить свои корни и в других городах России.

Повлиял ли фильм «Стиляги» на популярность вашей школы?

– Волна стиляг действительно сделала нам большую рекламу, после него в нашу школу хлынул поток людей. Но мы не стиляги! Для нас это такая попсовая версия, потому что это не истинный стиль 50-х. Фильм хороший, и в нем изображены красивые гипертрофированные образы, но на самом деле всё было не так. Кстати, нашу школу часто зовут на большие городские праздники, и на одном из празднований Дня города, когда каждая площадка представляла какой-то определенный фильм, мы представляли фильм «Стиляги». Мы умеем организовывать яркие рок-н-ролльные мероприятия, за это нас ценят организаторы больших праздников.
Из гоу-гоу в танцы 50-х

Из гоу-гоу в танцы 50-х

Антонина, сегодня вы один из инструкторов школы. А как вы сами попали в рокабилли?

– Я познакомилась с Максимом еще в школе, он был моим учителем по истории. Через 10 лет после окончания школы мы продолжили общение, и тогда и началось мое постепенное знакомство с этим стилем. В течение года Макс возил меня на разные мероприятия в стиле рок-н-ролл и рокабилли, и когда танцевали ребята, мне безумно нравилось, но казалось, что это жутко сложно, смотрела я на всё это огромными восторженными глазами. Целый год я была только наблюдателем и в итоге в 2011 году я пришла в школу и начала учиться. Поначалу было сложно, а я человек огненный, и если сразу не получается, - то и не надо вообще! А сразу, конечно же, не получалось, приходилось и учить, и плакать, и изучать историю этой культуры, и учиться делать сложную прическу виктори роллс. Но потихоньку я переборола свои страхи и сомнения и теперь уже сама много лет преподаю этот танец. А так, до рокабилли джайва я несколько лет танцевала гоу-гоу в клубах.

То есть вы решили, что рокабилли интереснее гоу-гоу?

– Их невозможно сравнивать, это всё равно что сравнивать синий и зеленый фломастер – на вкус и цвет. Я и сейчас хожу в современные клубы и с удовольствием танцую под электронную музыку. Но Элвис Пресли присутствовал в моей жизни еще с детства.
Смотрите также