«Когда я говорю, что занимаюсь танцами, все сразу думают, что речь идет о бальных»

«Когда я говорю, что занимаюсь танцами, все сразу думают, что речь идет о бальных»
Сегодня народный танец не пользуется широкой популярностью, выступления народников не так часто можно увидеть по телевизору или на концертах. Но такие коллективы есть почти в каждом городе, они активно занимаются и очень любят свое дело. «Пляс» встретился с танцором ансамбля народного танца «Россия» Максимом Голубевым в подмосковном Красногорске и поговорил о том, почему мальчики уходят из танцев, какие проблемы существуют сегодня у народников и почему русский мужчина обычно не танцует.
20 июля 2020
Больше 20 лет в ансамбле

Больше 20 лет в ансамбле

Когда вы начали танцевать?

– Через месяц мне будет 30, и всю свою жизнь с 7 лет и почти без перерыва я занимаюсь народными танцами в ансамбле «Россия» в Красногорском «ДК Подмосковье». Были годы, когда я занимался менее интенсивно, например, в выпускных классах и на первом курсе университета, тогда был больше фокус на учебе. Но всё равно каждый год я участвовал в отчетных концертах.

Что танцует ваш коллектив?

– Разные танцы народов мира – русские народные, белорусские, испанские, цыганские и множество других. Каждый год мы ставим несколько новых номеров и достаем что-то «из архива» – то, что не танцевали уже 4-5 лет. Почти каждый год мы танцуем казачий танец, потому что это очень зажигательный номер с саблями и рубками, он нравится зрителям. Также публике всегда нравятся еврейский и цыганский танцы.

Каждый год ансамбль и детская студия при ансамбле готовят около 30 номеров, и все они отличаются по характеру. Условно все наши номера можно разделить на игровые и академические. В игровых основной акцент делается на подаче, движения помогают выразить характер танца, они имеют скорее второстепенное значение. Такие танцы являются в какой-то степени театральной постановкой со своим сюжетом, но при этом история должна быть «рассказана» с помощью русской народной хореографии – хлопушек, веревочек, классических народных позиций рук, присядки.
Сами по себе движения без характера не интересны
Ансамбль «Россия»
Нельзя с одинаковым выражением лица танцевать русский народный, цыганский и казачий танец – это разные направления, разные народности. Конечно, сами движения подсказывают настрой танца, но обычно педагог перед тем, как поставить номер, объясняет, о чем должен быть танец, что должны символизировать движения.
В академических танцах важно показать чистую технику русского народного танца: различные схождения, переходы, дозадо, шены, различные трюки. В таких номерах нет сюжета.

Кто танцует в вашем ансамбле?

– В постоянном составе около 25 человек, из них 7 парней, остальные – девушки. Возрастной разброс – от 16 и до 40-42 (также при ансамбле есть детская студия, где занимаются до 14-16 лет).

Дефицита девушек в коллективе нет, скорее наоборот среди них есть конкуренция, и они борются за то, чтобы танцевать в ансамбле. Парней же во всех народных коллективах, как правило, меньше, и они чувствую себя более расслаблено, потому что
даже если они танцуют не выкладываясь, их гарантированно поставят во все номера, ибо больше некого
Как проходят ваши тренировки?

– Ансамбль репетирует 3 раза в неделю. В один из дней мы отрабатываем номера на сцене, в другие занимаемся в зале: сначала делаем станок (классический или народный), потом отрабатываем движения из разных номеров. И в конце репетиции мы прогоняем 1-2 номера. Парни танцуют все номера в сапогах, а у девушек больше обуви – и туфли, и кадрильки, и ичиги, и сапоги.
Ваш коллектив «Россия» выступает только в Красногорском «ДК» Подмосковье? Где вас можно увидеть?

– Обычно мы танцуем в ДК, также ежегодно у нас есть выездные выступления, но в последние годы их все меньше. Сейчас есть определенные проблемы с продвижением ансамбля. Раньше мы были востребованы, нас постоянно звали выступать – как в Москве и Подмосковье, так и в других странах. Сейчас мы выступаем меньше, и из-за этого у участников ансамбля может пропасть мотивация к занятиям. Если концертов нет больше 2 месяцев, то нет острого стимула или необходимости постоянно тренироваться.
Ансамбль «Россия» на гастролях в Испании

На репетицию после работы

На репетицию после работы
Почему вы продолжаете танцевать, какая у вас мотивация? У вас уже и семья, и работа, свободного времени не так много.

– Есть несколько причин. Во-первых, я люблю танцевать и знаю, что у меня это хорошо получается. Я получаю кайф от того, что танцую на сцене. Каждое выступление – это подзарядка, которая дает энергии на несколько дней, поэтому у многих танцоров появляется определенная тяга к сцене. Также мне нравится слышать аплодисменты в свой адрес. Так что в какой-то степени мною движет тщеславие. Это точно не главная, но все же неотъемлемая часть. Во-вторых, занятия народными танцами добавляет мне как личности определенную уникальность. Это положительное занятие, которое дает большую эмоциональную подпитку и дает возможность для самовыражения.
Я могу проверить, насколько я еще способен удивлять самого себя и близких новыми танцами, новыми образами на сцене
Также это хороший способ поддержания физической формы и возможность полностью переключиться с рабочих проблем и мыслей на тренировку и выложиться на ней физически и эмоционально. Плюс ко всему, народный танец за все эти годы стал неотъемлемой частью моей жизни и является чем-то большим, чем просто хобби. Люди в ансамбле, танцующие вместе много лет, стали одной семьей, поэтому танцы в «России» – это еще и общение с интересными и близкими людьми. А когда столько лет танцуешь в ансамбле, он тоже становится зависим от тебя, поэтому я не могу просто взять и бросить. Я уже не могу пропускать тренировки, потому что я устал или не хочу.

Почему вы выбрали именно народные? Другие стили вас не интересовали?

– Изначально я не выбирал, меня привели родители. А позже другие стили меня уже не особо интересовали, я понял, что нашел себя в народном танце. Ради интереса пробовал танцевать современные танцы, но они меня не особо заинтересовали. В какой-то степени мне интересен контемп, но он требует хороших растяжек, а их у меня сейчас уже нет. Что касается бальных, они меня никогда не интересовали.

Вы не думали сделать танцы своей профессией?

– У меня были такие мысли лет в 12-14. Тогда мне предлагали заниматься профессионально мои педагоги, которые также преподавали в ансамблях профессионального танца. В коллективе всегда у всех получается все по-разному, а я тогда был среди тех, у кого получалось хорошо. Моя подготовка полностью отвечала всем требованиям. Но всё же я отказался, потому что понимал, что заниматься танцами профессионально – это большой риск, в случае травмы дальнейшая состоятельность танцора оказывается под вопросом. Я хорошо учился в школе и решил, что, наверное, для жизни более надежным будет получить хорошую техническую специальность, чтобы гарантированно обеспечивать себя и семью в будущем, поэтому я выбрал более предсказуемую тропу.
Как думаете, лет через 5 вы продолжите танцевать?

– Если будет достаточно здоровья и если ансамбль будет жить, то, конечно, продолжу.

А своего сына хотели бы отдать в танцы?

– Да.

И это будут народные танцы?

– Да. Вообще участники нашего коллектива часто приводят своих детей в «Россию».
Бывало такое, что отец и сын танцевали в ансамбле вместе
Гендерные проблемы в народном танце

Гендерные проблемы в народном танце

Во всех народных коллективах девушек значительно больше, или только в вашем?

– К мужской части коллектива всегда относятся более снисходительно, потому что мальчиков не хватает. Девочек же в коллективах народного танца всегда больше, есть ансамбли, где вообще нет мальчиков, и это, конечно, большая проблема. Я понимаю, почему так происходит. У мальчиков в 14-16 лет очень резко меняются интересы, и если родители, отдавшие детей в танцы, способны управлять мнением и интересами ребенка в более раннем возрасте, то в подростковом периоде сильное влияние начинает оказывать окружение, а в нем, как правило, народными танцами никто не занимается. Тебе начинают говорить, что танцы – это абсолютно немужская история, «Зачем ты туда ходишь? А не хочешь поиграть в футбол, попить пиво на лавочке?» Я сам все это прошел и был подвержен этим соблазнам. Мальчики-подростки не хотят никого слушать и часто бросают танцы. Это очень дурной возраст, тогда кажется, что ты лучше знаешь, как и что делать, хотя на самом деле в голове еще полный бардак.
В подростковом возрасте парни не задумываются о том, что дают им эти танцы, они скорее зациклены на том, что у них танец отбирает – встречи с друзьями, компьютерные игры, пиво, и это обычно перевешивает
Максим Голубев в ансамбле «Россия»
У меня тоже был такой момент в 11 классе, тогда я хотел уже все бросать и думал, что танцы мне только мешают. Но все же я остался и теперь очень этому рад. Возможно, если бы рядом с подростками в этот период был близкий человек, который мог бы стать примером и проводником во взрослую жизнь, помог расставить приоритеты, то танцевальные коллективы не теряли бы столько потенциальных участников.

Следующая волна, выкашивающая мальчиков, – это травмы. Мальчики, как правило, относятся к себе более трепетно, чем девочки. Мне кажется, девочки в народном танце сильнее духовно. Они дисциплинированнее, себя не жалеют, ходят на дополнительные тренировки, находят силы вставать в 6 утра на работу и не жалуются, когда что-то болит. Также они более стойко сносят замечания. Были случаи, когда не очень сильная с технической точки зрения девушка приходила к нам коллектив, и педагог ее очень сильно упрекал каждое занятие на протяжении 1-2 лет. А хореографы – люди настроения, и иногда они могут сказать что-то довольно болезненное. После занятия педагог может подойти к человеку и сказать, что слушай, молодец, все получается, есть прогресс, стараешься. Но в процессе самого занятия он может сказать что-то очень неприятие, и некоторые такого обращения могут не вынести. Девочки терпят это по 2-3 года, они на это способны, а мальчики – не всегда. Для них жесткая критика может стать причиной для ухода из танцев.

– Но бывало же, наверное, такое, что те, кто ушел в старших классах по тем или иным причинам, возвращаются позже?

– Технически это возможно, и те, кто ушел лет 5-6 назад, могут быстро встать в строй, потому что алгоритмы, заложенные в детстве, мышечная память очень быстро восстанавливаются. Старый конь борозды не испортит. В коллектив действительно возвращались некогда бросившие, пытались найти интерес, который они потеряли в 14 лет, но обычно они не остаются. Может, им уже неинтересно или не хватает силы воли вернуть прежнюю форму.
Тем более когда возвращаешься после большого перерыва, не все сразу опять получается. Состав обновился, ты многих не знаешь, все смотрят на тебя, а у тебя не получается
Не дай бог преподаватель еще при всех сделает тебе замечание, и вот тут может очень сильно пострадать самолюбие и упасть самооценка, многие мальчики с этим не справляются и уходят.
Танцевать – не мужское дело

Танцевать – не мужское дело

Почему среди наших соотечественников бытует мнение, что мужчина не должен танцевать?

– Потому что так у нас принято. Женщины интересуются танцами больше мужчин, потому что танец – это способ проявить себя женственной, более красивой и привлекательной в глазах общественности. В танце она может быть более яркой и выразительной, и это важно для каждой девушки. Для мужчины же в большинстве случаев это не так важно, у него другие приоритеты. Мужское дело – это работать, приходить домой уставшим, открывать банку пива и смотреть футбол. Или просто занятия футболом считаются мужским делом (хотя я ничего против футбола не имею, сам играю в футбол в Красногорской лиге, и занятия танцами нисколько этому не мешают). Это просто такой стереотип. На чем он основан? Возможно, на неправильном представлении о том, что такое танцы и какие они вообще бывают. Существуют определенные устойчивые ассоциации, которые включаются, когда речь заходит о танцах. Например,
Когда я говорю, что занимаюсь танцами, большинство сразу думает, что я занимаюсь бальными танцами. А в глазах мужского населения бальники выглядят очень холеными, и ассоциировать себя с ними большая часть мужского населения не хочет
Я не имею ничего против бальников, но, возможно, в чьих-то глазах они выглядят не очень мужественно. Что касается народных танцев, то они сегодня почти никак не популяризируются. Где сегодня можно посмотреть народный танец, разве только на канале «Культура»? Я часто сталкиваюсь с тем, что зову знакомых к себе на концерт, и они из уважения приходят, а после концерта у них культурный шок, потому что они изначально не очень хорошо представляли, что такое народный танец и как интересно могут смотреться номера. В последнее время я замечаю, что повзрослевшие парни начинают иначе относиться к танцам. После 22-23 мои знакомые, которые раньше имели предвзятое отношение к танцам, начинают говорить, что то, что мы делаем на сцене, – это действительно круто и уникально.
Мне кажется, мужчины в зрелом возрасте хотели бы хорошо танцевать. Это большой бонус, когда мужчина умеет управлять своим телом
Но увы, что касается народного танца, сегодня обществу это не очень интересно. Возможно, просто потому, что многие не имеют о них четкого представления, наше информационное поле не способствуют популяризации таких танцев.
Можно ли начать во взрослом возрасте

Можно ли начать во взрослом возрасте

Мне кажется, часто популяризируют те танцы, которыми несложно начать заниматься во взрослом возрасте. В каком возрасте уже поздно приходить в народные танцы?

– На мой взгляд, народными танцами можно заняться в любом возрасте, вопрос только в том, какой технический уровень будет достигнут. Если ставить несложные танцы, можно начать и в 25, и в 30, и позже. Но будет ли это интересно смотреться и будет ли такой номер интересно исполнять? Как правило, именно за сложными номерами хочется наблюдать и танцевать их. Также ограничением могут стать травмы. Если у человека больные колени или спина и он не может спокойно согнуться или присесть, то это может стать проблемой. В народных танцах много присядок и очень большая нагрузка на спину. У всех людей в нашем коллективе есть свои болячки, совсем здоровых практически нет.

– А в ваш коллектив можно прийти уже во взрослом возрасте? Были ли взрослые люди, которые приходили к вам с такими намерениями?

– Были, но как правило, это были люди, которые переехали из другого города, где они танцевали в подобном коллективе. Также были и те, кто когда-то в детстве занимался какими-то танцами и теперь решил попробовать себя в народном. Обычно таких берут и разрешают заниматься, получится – будете танцевать, не получается – не будете. Но к сожалению, у этих людей чаще всего не получается, потому что у них нет хорошей базы народного танца. Такого человека не ставят в номера, и тогда появляется вопрос, зачем ходить на занятия. Так что историй, когда человек в зрелом возрасте пришел к нам и теперь успешно танцует, я вспомнить не могу. Но вообще чисто теоретически за 5-7 лет возможно дойти до достойного уровня в народном танце. Правда, мне кажется, что люди после 20 лет теряют терпение и не готовы выделять необходимое количество времени на тренировки. Но если есть самодисциплина и желание, то тогда можно достичь хороших результатов.
Смотрите также