У меня тоже был такой момент в 11 классе, тогда я хотел уже все бросать и думал, что танцы мне только мешают. Но все же я остался и теперь очень этому рад. Возможно, если бы рядом с подростками в этот период был близкий человек, который мог бы стать примером и проводником во взрослую жизнь, помог расставить приоритеты, то танцевальные коллективы не теряли бы столько потенциальных участников.
Следующая волна, выкашивающая мальчиков, – это травмы. Мальчики, как правило, относятся к себе более трепетно, чем девочки. Мне кажется, девочки в народном танце сильнее духовно. Они дисциплинированнее, себя не жалеют, ходят на дополнительные тренировки, находят силы вставать в 6 утра на работу и не жалуются, когда что-то болит. Также они более стойко сносят замечания. Были случаи, когда не очень сильная с технической точки зрения девушка приходила к нам коллектив, и педагог ее очень сильно упрекал каждое занятие на протяжении 1-2 лет. А хореографы – люди настроения, и иногда они могут сказать что-то довольно болезненное. После занятия педагог может подойти к человеку и сказать, что слушай, молодец, все получается, есть прогресс, стараешься. Но в процессе самого занятия он может сказать что-то очень неприятие, и некоторые такого обращения могут не вынести. Девочки терпят это по 2-3 года, они на это способны, а мальчики – не всегда. Для них жесткая критика может стать причиной для ухода из танцев.
– Но бывало же, наверное, такое, что те, кто ушел в старших классах по тем или иным причинам, возвращаются позже?
– Технически это возможно, и те, кто ушел лет 5-6 назад, могут быстро встать в строй, потому что алгоритмы, заложенные в детстве, мышечная память очень быстро восстанавливаются. Старый конь борозды не испортит. В коллектив действительно возвращались некогда бросившие, пытались найти интерес, который они потеряли в 14 лет, но обычно они не остаются. Может, им уже неинтересно или не хватает силы воли вернуть прежнюю форму.