Фламенко: танец как отражение человеческой жизни

Фламенко: танец как отражение человеческой жизни
Люди, решившие заняться танцами уже во взрослом возрасте, как правило, были неравнодушны к ним еще задолго до. Но бывает, что человеку совсем неинтересны танцы до определенного момента, после которого жизнь кардинально меняется, и человек уже полностью посвящает себя танцам. Так произошло с Ольгой Луговской, танцором, преподавателем фламенко и создателем онлайн-курса по теории фламенко. Ольга рассказала «Плясу» о том, что самое сложное в этом стиле, какие существуют предрассудки и как совмещать фламенко с материнством.
15 октября 2020
Момент, после которого жизнь уже не была прежней

Момент, после которого жизнь уже не была прежней

Как Вы пришли во фламенко?

– Уже во взрослом возрасте. В раннем детстве я немного занималась народными танцами и балетом, но позже в средних классах и в университете я даже не думала о танцах. Я всегда относилась к ним совершенно спокойно. Что касается фламенко, я иногда смотрела видео, и мне нравилась стать танцовщиц, стиль танцевания, но я как-то всерьез не думала, что надо бы пойти заниматься. Всё изменилось после одного концерта в Бельгии: я попала на выступление известного танцора из Хереса и его коллектива, и меня оно настолько поразило, что у меня до сих пор перед глазами всё, что делали танцоры и танцовщицы, и особенно мне понравилось канте – пение во фламенко. И в тот момент я поняла, что мне надо срочно при первой же возможности идти заниматься. Фламенко меня поразило своей эстетикой. Этот стиль мне очень близок, как человеку мне он подходит на 100%, и решение начать заниматься у меня было чисто эмоциональным, интуитивным. Через несколько месяцев после концерта я пришла в свою первую школу.

Тогда я думала, что это не так уж тяжело и что я с легкость смогу обучиться (кстати, это распространенное заблуждение среди новичков). Но это оказалось совершенно не так. Когда я начала заниматься, меня просто поразило, насколько это сложно, насколько должна быть хорошая координация у тела, скоординированы ноги, руки, голова и корпус. И я поняла, что это не на ближайший год и даже не на ближайшие два. Наверное, фламенко надо обучаться всю жизнь. Осознание этого для меня было немного шокирующим.
Тогда я думала, что это не так уж тяжело и что я с легкость смогу обучиться (кстати, это распространенное заблуждение среди новичков). Но это оказалось совершенно не так
Вы учились и в Москве, и в Испании?

– Я начала заниматься примерно 7 лет назад, и я сразу решила, что пойду к носителям культуры фламенко, то есть к испанцам. По этой причине я выбрала школу «Фламенкерия». Прозанимавшись в ней год, я поняла, что мне нужны новые знания, и я поехала в Испанию. Я периодически туда ездила и оставалась там на три месяца, занимаясь в разных школах. Жила в Гранаде и Севильи, и в последней просто дикое количество школ. Этот небольшой городок считается одним из центров фламенко, практически на каждой улице есть своя школа. Это просто рай для танцоров этого стиля.
Танец как отражение человеческой жизни

Танец как отражение человеческой жизни

По моему личному восприятию фламенко выглядит очень драматично. Почему так? О чем этот танец, о страданиях?..)

– Нет, во фламенко есть и веселые танцы. Фламенко можно назвать отражением жизни человека, в которой присутствует весь спектр эмоций. А наша жизнь не состоит только из веселья, радости и воздушности, в ней также много трагического. Поэтому и во фламенко много драматичных номеров. Это не танец-развлечение, а танец-работа и стиль жизни. Во фламенко больше 10 стилей, и все они разные по движениям и эмоциям.

Что самое сложно в танце?

– Уметь считать и слышать ритм. Потому что ритм там не раз-два-три-четыре, он может состоять из 12 счетов, и все они имеют разный ритм. Его нужно слышать и уметь двигаться в этом ритме. Для многих людей и в том числе для меня это очень сложно. Во время танца, который длится приблизительно 10 минут, нужно постоянно считать ритм и ни на одну секунду не вылетать.

То есть без хорошего слуха его не получится танцевать?

– Слух можно развить. И при обучении фламенко обязательно происходит теоретическое исследование ритма. Если, например, музыкальному слуху обучиться очень сложно, и ситуацию, когда «медведь на ухо наступил», изменить непросто, то обучиться чувству ритма можно.
Фламенко можно назвать отражением жизни человека, в которой присутствует весь спектр эмоций. А наша жизнь не состоит только из веселья, радости и воздушности, в ней также много трагического. Поэтому и во фламенко много драматичных номеров
Под что танцуют фламенко? Это пение плюс гитара? Можно ли танцевать под что-то другое?

– Исторически сложилось, что в Испании цыгане и испанцы объединили свое творчество и соединили испанскую гитару и цыганское пение. Так появилось классическое канте под гитару, которое сегодня очень популярно в номерах фламенко. Но также танец можно исполнять и под флейту, и под скрипку, и под фортепьяно.

Какие атрибуты обязательны для этого стиля? Туфли, платок, кастаньеты? Без чего фламенко – не фламенко?

– Самый важный атрибут фламенко – это, конечно, слух. Также фламенко не получится станцевать без туфель, с помощью которых создается ритмический рисунок. Одним из важных для женщин элементом является длинная юбка, но не обязательно красная. Существуют какие-то стереотипы, что фламенко – это обязательно черное и красное, огромная юбка с кучей рюшек и роза в волосах. Совсем не обязательно одеваться так. Лично я предпочитаю довольно строгие облегающие юбки, но при этом в ней должно удобно двигаться. Кастаньеты – используются, но это больше атрибут танца испаньола, то есть классического испанского танца, а фламенко – не совсем испанский танец.

А какой тогда? Цыганский?

– Фламенко оберегается ЮНЕСКО, потому что это общечеловеческое достояние. Да, появилось оно в Испании, но в Испании 19 века был разный этнический состав: и афроамериканцы, и марокканцы, арабы, цыгане, выходцы из Латинской Америки, и все эти этносы повлияли на формирование фламенко.

А платок тоже обязателен?

Платок (мантон), так же, как и юбка со шлейфом (пата де кола), трость (бастон) и шляпа, – это уже необязательные атрибуты. Они используются в определенных стилях фламенко.
Существуют какие-то стереотипы, что фламенко – это обязательно черное и красное, огромная юбка с кучей рюшек и роза в волосах. Совсем не обязательно одеваться так
Фламенко – это сольный танец? Или его можно танцевать в парах или коллективно?

– Изначально это сольный танец. Но он молодой и развивается, его начали танцевать только в 19 веке. Сегодня его можно танцевать и в парах, и большими коллективами, и группами, и даже ставить спектакли.

Танцоры чаще исполняют заученную хореографию или импровизируют?

– На более профессиональном уровне это чистая импровизация, ты просто выбираешь стиль, договариваешься с гитаристом и контаором, что они будут петь и играть, и выходишь на сцену не подготовленным или не совсем подготовленным. На любительском уровне это, конечно, выученные композиции. Кстати, в Москве уже появились танцоры, которые могут полностью импровизировать. Но я к ним, к сожалению, пока не отношусь.
К фестивалям и конкурсам ты готовишься, и это заученные хореографии, которые ты заучил и отрепетировал с музыкантами. Также есть другой формат выступлений – таблао, когда танцор выступает в кафе со сценой. Там как раз чаще всего выступают опытные танцоры с импровизацией.

Получается, фламенко можно танцевать на фестивалях, конкурсах и в таблао?

– Да, и обычно конкурсы бывают часто, несколько в месяц – точно (в обычных жизненных условиях), летом также популярны флешмобы. Я сама участвовала в таком в Парке Горького.

Как проходят тренировки, сколько времени надо уделять занятиям?

– Мне кажется, надо минимум ходить 3 раза в неделю по 2 часа, чтобы развиваться. Помимо хореографии обязательно заниматься и техникой – рук, ног, корпуса, и этим можно заниматься в течение часа, плюс техника вращений – этим можно заниматься час-полтора. Другой час посвящается хореографии, в том числе ее теоретическому изучению: что такое движение, какие они, почему они такие, почему стиль такой, почему ритм такой и т.д.

Выступление на сцене и преподавание

Выступление на сцене и преподавание

Расскажите о фестивалях фламенко. И как Вы сами начали участвовать в них?

– Я просто поняла, что не хочу «танцевать в стол», тем более в процессе развития я начала придумывать уже свою хореографию, и мне хотелось ее продемонстрировать. Также хотелось набираться опыта выступления на сцене, потому что одно дело – танцы в зале, и другое – когда ты выступаешь перед публикой. Это совершенно другой опыт – очень волнительный, но зато это выход на новый уровень. В свое время у меня были амбиции побеждать на каких-то конкурсах, и это меня очень мотивировало. А сейчас я немного перебазировалась, у меня ребенок, и в принципе я занята другой работой. Я не знаю, что будет будущем, но в любом случае я не собираюсь бросать фламенко и преподавание, потому что это очень мое, так что, возможно, когда-нибудь я буду опять и преподавать, и буду чем-то делиться и сама дальше развиваться, потому что развитие во фламенко никогда не заканчивается. Если ты танцуешь фламенко 10-20 лет, тебе всё равно есть чему учиться.
Развитие во фламенко никогда не заканчивается. Если ты танцуешь фламенко 10-20 лет, тебе всё равно есть чему учиться
А без знания теоретической базы обучиться танцу не получится?

– Научиться движениям можно, но без знания теории и изучения всех терминов фламенко полного понимания танца не произойдет. В своих уроках я разбираю все нюансы фламенко, и как показала практика, это оказалось очень востребованным, многие писали слова благодарности и говорили, что информация, которую я даю, была очень ценна для них, потому что ее практически нигде не достать. Если в Москве еще можно заниматься у преподавателей-испанцев и получать информацию «из первых рук», то в других городах такой возможности у людей нет.
Кто сегодня занимается фламенко в России

Кто сегодня занимается фламенко в России

Кто приходит заниматься фламенко в Москве?

– В основном это женщины, многим за 30-40. Приходят зрелые женщины, потому что фламенко – это зрелый танец, «состоявшийся», скажем так. Также много людей нашего возраста, то есть 25-30 лет, и у них, как правило, много амбиций, они сразу начинают активно заниматься и в параллель изучают язык. 25-35 лет – костяк фламенко, это возраст, когда еще много энергии, сил и желания, и эти люди с удовольствием впитывают в себя всё, что связно с фламенко. Еще на занятия приходит очень много детей, и с каждым годом их все больше. Многие мамы любят эстетику фламенко, но не имеют возможности заниматься или не хотят и отдают на занятия детей.

Детям-то нравится?

– Да, потому что фламенко – это топанье ногами, хлопанье руками, это весело, яркие платья и костюмы.

Давайте поговорим о мужчинах во фламенко. В Испании много именитых мужчин-танцоров этого стиля. А у нас в России они интересуются этим танцем?

– Мальчиков приводят, а взрослых мужчин совсем мало. Либо это те, кто занимался раньше бальными танцами и решил перейти в другой стиль, либо те, кто интересуется испанской культурой. Мужчин больше интересует фламенко с теоретической стороны. Поскольку для нашей ментальности вообще свойственно мнение, что танец – женское дело, естественно, что танцующих женщин больше.

А в Селивье больше мужчин, танцующих фламенко, чем в Москве?

– Конечно, и намного. Но женщин все равно больше.

Как обстоят дела со школами фламенко в других городах России?

– Конечно, по числу школ лидируют Москва и Санкт-Петербург, в других этот стиль менее популярен. Но в таких городах, как Пермь и Екатеринбург, фламенко тоже развито, есть сильные школы.
Выступление на сцене и преподавание

Кто сегодня занимается фламенко в России

Какое место занимает фламенко в Вашей жизни? Это хобби или нечто большее?

– Для меня это никогда не было просто хобби. Еще до появления ребенка фламенко у меня было на первом месте, я ушла с работы и полностью посвятила себя этому танцу. С появлением сына фламенко отошло уже на второй план, но у некоторых танцоров даже после рождения ребенка фламенко остается на первом месте. Для меня же забота о ребенке оказалась важнее.

А сына Вы бы отдали во фламенко?

–Если бы он захотел, то да, конечно. Потому что это не только красиво и интересно, но и полезно – развивает слух, координацию, придает движениям грацию и гарантирует здоровую прямую спину.

А родных Вы пробовали заинтересовать фламенко?

– Нет, потому что с фламенко так: если не нравится сразу – то и не понравится, а если нравится – то до конца.

Какие изменения произошли в последние годы в этом стиле?

– За эти годы очень сильно повысился уровень фламенко у профессиональных танцоров, наши московские почти неотличимы от испанских. И еще стало гораздо больше новых учеников. Фламенко развивается и становится более популярным!
С фламенко так: если не нравится сразу – то и не понравится, а если нравится – то до конца
Смотрите также