ОФП и «физуха»: так ли важно уделять внимание физической подготовке во время занятий танцами
ОФП и «физуха»: так ли важно уделять внимание физической подготовке во время занятий танцами
Насколько важно быть в хорошей физической форме, когда занимаешься танцами? Может, стоит совмещать занятия со спортзалом? Или все же танцы – это зона свободы и самовыражения, и не стоит заниматься дополнительным укреплением мышц?

О том, насколько важна «физуха» в разных видах танцев и нужно ли дополнительно посещать спортзал, «Плясу» рассказали преподаватели разных стилей.
23 сентября 2020
Бальные танцы
Эдуард Хайрулин
Профессиональный танцор бальных танцев, создатель YouTube-проекта о бальных танцах BaB PROjECT

Физическая подготовка – это неотъемлемая часть в танцевальном спорте. При этом нужно подбирать правильную физическую нагрузку в зависимости от возраста и уровня, чтобы, во-первых, не отбить желание у новичка, во-вторых, чтобы не перегрузить неподготовленное тело. На любительском уровне есть так называемая «физуха» – специальные силовые и кардио упражнения, которыми можно заниматься столько, сколько выдержишь. Всегда есть что улучшать в танце, нет предела совершенству. При этом кому-то требуется совершенствовать физическую форму, чтобы добиться визуального эффекта, чтобы тело красиво смотрелось в танце, а кому-то – чтобы улучшить выносливость. Есть люди, у которых хорошие внешние данные, но при этом недостаток выносливости.

Что касается людей, которые приходят в танцы уже во взрослом возрасте, – они должны уделять больше внимание кардио тренировкам, чтобы стать легче, в танцах важна легкость. Но речь идет не о весе в прямом смысле этого слова. В танцевальном мире есть такое понятие как «тяжеловатый танцовщик», в движениях такого человека не хватает легкости. У людей, которые раньше не сталкивались с танцами, движения могу быть немного заторможенными в силу недостатка навыков в теле, мышцах. Бег полезен, но им лучше не злоупотреблять. Сейчас модные направления в ОФП – круговые тренировки, интервальные тренировки, они очень хорошо помогают танцорам.

И, конечно, занятия хореографией – очень важный аспект, особенно для взрослых новичков, когда всё закостенело и тело не поддается многим упражнением и движениям. А хореография формирует правильную постановку корпуса и тела. Этому нужно уделять немалое внимание.
Эдуард Хайрулин
Профессиональный танцор бальных танцев, создатель YouTube-проекта о бальных танцах BaB PROjECT

Физическая подготовка – это неотъемлемая часть в танцевальном спорте. При этом нужно подбирать правильную физическую нагрузку в зависимости от возраста и уровня, чтобы, во-первых, не отбить желание у новичка, во-вторых, чтобы не перегрузить неподготовленное тело. На любительском уровне есть так называемая «физуха» – специальная силовые и кардио упражнения, которыми можно заниматься столько, сколько выдержишь. Всегда есть что улучшать, ускорять в танце, нет предела совершенству. При этом кому-то требуется совершенствовать физическую форму, чтобы добиться визуального эффекта, чтобы тело красиво смотрелось в танце, а кому-то – чтобы улучшить выносливость. Есть люди, у которых хорошие внешние данные, но при этом недостаток выносливости.

Что касается людей, которые приходят в танцы уже во взрослом возрасте, – они должны уделять больше внимание кардио тренировкам, чтобы стать полегче, в танцах важна легкость. Но речь идет не о весе в прямом смысле этого слова. В танцевальном мире есть такое понятие как «тяжеловатый танцовщик», в движениях такого человека не хватает легкости. У людей, которые раньше не сталкивались с танцами, движения могу быть немного заторможенными в силу недостатка навыков в теле, мышцах. Бег полезен, но им лучше не злоупотреблять. Сейчас модно направления в ОФП – круговые тренировки, интервальные тренировки, они очень хорошо помогают танцорам.

И, конечно, занятия хореографией – очень важный аспект, особенно для взрослых новичков, когда всё закостенело и тело не поддается многим упражнением и движениям. А хореография формирует правильную постановку корпуса и тела. Этому нужно уделять немалое внимание.
Кому-то требуется совершенствовать физическую форму, чтобы добиться визуального эффекта, чтобы тело красиво смотрелось в танце, а кому-то – чтобы улучшить выносливость
Ирландские танцы
Елена Холкина
TCRG, сертифицированный преподаватель ирландских танцев от комиссии CLRG (Ирландия) в школе ИРИДАН (Iridan Academy Russia), хореограф и художник

Ирландские танцы имеют нескольких направлений. Одно из них, наиболее развитое в России по стопам всего мира, – спортивное. Это означает, что танцоры развиваются по системе уровней от «beginners» до «open», и переход из одного уровня в другой происходит при победе на соревновании. Во всех танцевальных направлениях, где присутствует соревнование, рост идет по пути совершенствования физической формы. Наши массажисты шутят, что икры ирландского танцора выглядят как икры олимпийцев. Так что без всяких сомнений могу сказать: ОФП, физра, прокачка и все прочие термины напрямую относятся к ирландским танцорам спортивного направления. Наш танец требует серьезной работы с координацией, балансом, силой кора, дыханием, плиометрикой и, конечно же, ритмом, который улучшается, например, с развитием у человека проприоцепции – а это важная часть ОФП.

Даже если человек не хочет соревноваться и ходит в школу просто так, но регулярно, он испытывает на себе коллективный результат общего физического развития. В нашей школе Iridan Academy ОФП является важной частью процесса – мы даем упражнения как на регулярных классах, так и вне их, в социальных сетях нашей школы, и на индивидуальных занятиях. Ирландская танцевальная техника требует от человека умений, не заложенных в тело для обычной жизни. Выворотность тазобедренных суставов, высокие полупальцы/подъемы, умение резко прыгать и приземляться без использования пяток, отключение рук при движении ног – все это на первый взгляд звучит как сверхспособности. Без этого можно легко прожить, но нельзя быть ирландским танцором. Поэтому для достижения этих возможностей тела – при том, что еще будет классно это тело сохранить здоровым, – нужно долго, много и умело работать над собой. В этом смысле важна связь танцевальной школы с профессионалом, разбирающимся в биомеханике здорового движения.
Елена Холкина
TCRG, сертифицированный преподаватель ирландских танцев от комиссии CLRG (Ирландия) в школе ИРИДАН (Iridan Academy Russia), хореограф и художник

Ирландские танцы имеют нескольких направлений. Одно из них, наиболее развитое в России по стопам всего мира, – спортивное. Это означает, что танцоры развиваются по системе уровней от «beginners» до «open», и переход из одного уровня в другой происходит при победе на соревновании. Во всех танцевальных направлениях, где присутствует соревнование, рост идет по пути совершенствования физической формы. Наши массажисты шутят, что икры ирландского танцора выглядят как икры олимпийцев. Так что без всяких сомнений могу сказать: ОФП, физра, прокачка и все прочие термины напрямую относятся к ирландским танцорам спортивного направления. Наш танец требует серьезной работы с координацией, балансом, силой кора, дыханием, плиометрикой и, конечно же, ритмом, который улучшается, например, с развитием у человека проприоцепции – а это важная часть ОФП.

Даже если человек не хочет соревноваться и ходит в школу просто так, но регулярно, он испытывает на себе коллективный результат общего физического развития. В нашей школе Iridan Academy ОФП является важной частью процесса – мы даем упражнения как на регулярных классах, так и вне их, в социальных сетях нашей школы, и на индивидуальных занятиях. Ирландская танцевальная техника требует от человека умений, не заложенных в тело для обычной жизни. Выворотность тазобедренных суставов, высокие полупальцы/подъемы, умение резко прыгать и приземляться без использования пяток, отключение рук при движении ног – все это на первый взгляд звучит как сверхспособности. Без этого можно легко прожить, но нельзя быть ирландским танцором. Поэтому для достижения этих возможностей тела – при том, что еще будет классно это тело сохранить здоровым, – нужно долго, много и умело работать над собой. В этом смысле важна связь танцевальной школы с профессионалом, разбирающимся в биомеханике здорового движения.
Во всех танцевальных направлениях, где присутствует соревнование, рост идет по пути совершенствования физической формы
Сальса
Екатерина Илюшкина
Преподаватель сальсы и реггетона в школе танцев Dance First

Сальса – это социальный танец, который, по сути может, станцевать каждый человек, неважно, обладает ли он общей физической подготовкой или нет. Если же сальсой заниматься уже на профессиональном уровне, то физическая подготовка важна (и в принципе она важна для любого танца на профессиональном уровне).
Екатерина Илюшкина
Преподаватель сальсы и реггетона в школе танцев Dance First

Сальса – это социальный танец, который, по сути может, станцевать каждый человек, неважно, обладает ли он общей физической подготовкой или нет. Если же сальсой заниматься уже на профессиональном уровне, то физическая подготовка важна (и в принципе она важна для любого танца на профессиональном уровне).
Бачата
Марина Маринина
Преподаватель бачаты в студии Пара нормальных танцоров

Растяжка в привычном понимании (шпагаты, глубокие прогибы) в бачате не важны, если речь идёт именно о social dance. А вот общая физическая подготовка имеет большое значение. Да, для того, чтобы прийти на бачату, можно иметь любой уровень. Хороший преподаватель на разминке будет давать упражнения, которые постепенно будут раскрепощать тело, развивать пластику, координацию и все, что нужно для танца. На начальных этапах этого будет достаточно. Но рано или поздно танцевальное развитие «упрется» в физические возможности тела, для дальнейшего прокача которых простой разминки недостаточно. И вот тут на помощь придут занятия по растяжке/йоге/пилатесу. Мобилизация одних мышц, расслабление других, снятие зажимов, которые не дают свободно двигаться — все это даёт заметный рост.

Мы с партнером каждый день практикуем гимнастику йоги, и я вижу разительную разницу до и после начала такой практики. Я слышу музыку и могу легко её обыграть телом: максимально растянуть движение по звуку или наоборот ускорить, если это необходимо, мне гораздо проще контролировать тело, например, на поворотах. Физическое развитие позволяет лучше «слышать» партнеров, они могут без опаски выполнять более сложные элементы и интереснее показывать музыку. Удовольствия от танца становится в разы больше.

Кстати, некоторые парни считают, что с телом должны работать только девушки. Это совсем не так. Во-первых, партнёр обязан понимать, как оно работает в том или ином движении — от этого зависит безопасность и здоровье партнерши. Во-вторых, чтобы повести партнершу, партнёр сам показывает движение (менее амплитудно, но все же) — всем телом, а не только руками. Да и не получится качественно управлять телом партнерши, если партнёр не может разобраться со своим. В общем, классный танец прячется не за сложными связками или выученными движениями рук, а за работой над телом.
Марина Маринина
Преподаватель бачаты в студии Пара нормальных танцоров

Растяжка в привычном понимании (шпагаты, глубокие прогибы) в бачате не важны, если речь идёт именно о social dance. А вот общая физическая подготовка имеет большое значение. Да, для того, чтобы прийти на бачату, можно иметь любой уровень. Хороший преподаватель на разминке будет давать упражнения, которые постепенно будут раскрепощать тело, развивать пластику, координацию и все, что нужно для танца. На начальных этапах этого будет достаточно. Но рано или поздно танцевальное развитие «упрется» в физические возможности тела, для дальнейшего прокача которых простой разминки недостаточно. И вот тут на помощь придут занятия по растяжке/йоге/пилатесу. Мобилизация одних мышц, расслабление других, снятие зажимов, которые не дают свободно двигаться — все это даёт заметный рост.

Мы с партнером каждый день практикуем гимнастику йоги, и я вижу разительную разницу до и после начала такой практики. Я слышу музыку и могу легко её обыграть телом: максимально растянуть движение по звуку или наоборот ускорить, если это необходимо, мне гораздо проще контролировать тело, например, на поворотах. Физическое развитие позволяет лучше «слышать» партнеров, они могут без опаски выполнять более сложные элементы и интереснее показывать музыку. Удовольствия от танца становится в разы больше.

Кстати, некоторые парни считают, что с телом должны работать только девушки. Это совсем не так. Во-первых, партнёр обязан понимать, как оно работает в том или ином движении — от этого зависит безопасность и здоровье партнерши. Во-вторых, чтобы повести партнершу, партнёр сам показывает движение (менее амплитудно, но все же) — всем телом, а не только руками. Да и не получится качественно управлять телом партнерши, если партнёр не может разобраться со своим. В общем, классный танец прячется не за сложными связками или выученными движениями рук, а за работой над телом.
Классный танец прячется не за сложными связками или выученными движениями рук, а за работой над телом
Хип-хоп (dancehall & bruk up)
Владимир Помещиков
Преподаватель танцев в школе AFRO FUSION

Нужны ли физическая подготовка? Некоторые говорят, что не нужна, так как танцы – это свобода движений. Другие говорят, что обязательна. Я отношусь ко вторым. Физическая подготовка, конечно, нужна, но не стоит при этом ходить в зал и упорно тягать железо. Нужно делать обычные упражнения для разминки и укрепления (закрепления) мышц тела. Поэтому физические занятие в конце тренировки обязательны!
Владимир Помещиков
Преподаватель танцев в школе AFRO FUSION

Нужны ли физическая подготовка? Некоторые говорят, что не нужна, так как танцы – это свобода движений. Другие говорят, что обязательна. Я отношусь ко вторым. Физическая подготовка, конечно, нужна, но не стоит при этом ходить в зал и упорно тягать железо. Нужно делать обычные упражнения для разминки и укрепления (закрепления) мышц тела. Поэтому физические занятие в конце тренировки обязательны!
Получается, спортзал лучше не посещать?
Эдуард Хайрулин
Профессиональный танцор бальных танцев, создатель YouTube-проекта о бальных танцах BaB PROjECT

Посещение спортзала приветствуется, если цель – формирование более красивой фигуры, но нужно посоветоваться со знающими людьми, которые составят такой план тренировок, чтобы мышцы не были пережаты, они должны сохранять свою эластичность. Если же просто ходить в зал и заниматься с тяжелыми весами, то это не очень хорошо сказывается на формировании мышц. В зале инструкторы зачастую не знают, как тренировать людей, которые занимаются танцевальным спортом.
Эдуард Хайрулин
Профессиональный танцор бальных танцев, создатель YouTube-проекта о бальных танцах BaB PROjECT

Посещение спортзала приветствуется, если цель – формирование более красивой фигуры, но нужно посоветоваться со знающими людьми, которые составят такой план тренировок, чтобы мышцы не были пережаты, они должны сохранять свою эластичность. Если же просто ходить в зал и заниматься с тяжелыми весами, то это не очень хорошо сказывается на формировании мышц. В зале инструкторы зачастую не знают, как тренировать людей, которые занимаются танцевальным спортом.
В спортзале инструкторы зачастую не знают, как тренировать людей, которые занимаются танцевальным спортом
Вердикт таков: уделять внимание физической подготовке надо, но лучше все же прибегнуть к специальным комплексам упражнений для танцоров и не слишком усердствовать в спортзале.
Смотрите также