Артем: Шпагат – это зрелищный элемент. И, наверное не идея фикс, а идея-вызов. Причем этот вызов был брошен довольно давно и исходил от кумиров современного взрослого поколения, которые показали миру, что гибкость возможна не только у балерин и гимнасток.
Раньше считалось, что шпагат – это божий дар и природные данные. Но потом выяснилось, что это не так. Первым непрофессиональным медийным исполнителем шпагата был Волк из "Ну, погоди!", который в 15 выпуске 1984 года продемонстрировал продольный балетный шпагат и разножку. После него был Ван Дамм "Кровавый спорт", "Кикбоксёр", потом были Чак Норрис и Джеки Чан. И так эта идея появилась в головах мужской части человечества. Интерес подогревали единоборцы, каратисты, мастера кунг-фу и йоги.
Например, когда я учился в школе у нас шпагат выполнял мужчина, учитель биологии, он занимался в секции ушу, это был 1987 год, то есть до Ван Дамма.
В конце 90-х пришла очередь женщин – и в кино шпагаты исполнили Мила Йовович, Шарлиз Терон, Ума Турман. Точно так же в конце XX века был моден культуризм как идея развития силы и образа современного человека, так сейчас популярна идея шпагата как эталона гибкости.
В чём заключается вызов шпагата? В том, что, с одной стороны, все могут к этому прийти, если приложат достаточно терпения, дисциплины и усилий, и с другой стороны, – не все могут к этому прийти, потому что они попросту не готовы ничего ради этого предпринимать. И это нельзя купить за деньги, а можно достичь только своим собственным трудом.
Сегодня шпагат доступен всем, и я считаю, что это замечательно, потому что то, что раньше находилось в прямом смысле за пределом человеческих способностей, сегодня стало возможным и доступно самым обычным людям благодаря накопленному опыту и современным знаниям о человеческом теле.