Насколько важно быть гибким для тех, кто занимается танцами (и не только для них)
Насколько важно быть гибким для тех, кто занимается танцами (и не только для них)
Сегодня о красивой растяжке и особенно о шпагатах мечтают многие, и не только те, кто занимается танцами. Появившиеся в большом количестве студии и онлайн курсы стрейчинга активно поддерживают этот тренд.

Но все же насколько важно иметь хорошую растяжку, если занимаешься танцами? Можно ли начинать заниматься pole dance, если ты абсолютно «деревянный», и поможет ли хорошая растяжка в социальных танцах? Об этом, а также о том, почему же все так хотят заветный шпагат, какие могут быть препятствия на пути к гибкости и как продлить молодость, «Пляс» поговорил с Анастасией Лань, преподавателем растяжки, и Артемом Багдановым, основателем крупнейших пабликов о танцах и растяжке в «ВКонтакте» и основателем онлайн-школы по развитию гибкости.
31 августа 2020
Анастасия Лань
Артем Богданов
Насколько важно быть гибким, когда начинаешь заниматься какими-либо танцами?
Анастасия: Необязательно быть гибкими или сначала начинать заниматься растяжкой и только потом какими-либо танцами. Даже если это те направления, в которых гибкость необходима, – воздушная гимнастика, полотна, пилон. На начальном этапе можно не иметь гибкости и хорошей растяжки, а развивать её постепенно.

Вопрос здесь в другом. Прежде чем заниматься развитием амплитуд, важно восстановить нормы движения, убрать зажимы и различные компенсации в теле. Что такое компенсации? Когда мы в своей повседневной жизни движемся не так, как было задумано природой, а так, как мы привыкли, одни наши мышцы задействуются сильнее, другие вообще не задействуются. Мы приходим в зал, начинаем двигаться в танце, у нас движение идёт неестественно из-за того, что наши сильные мышцы пытаются компенсировать работу наших ослабших мышц. Усилия распределяются неправильно и в разных частях тела могут возникать запредельные нагрузки. Это вредно.

Я занимаюсь и даю ученикам растяжку через движение, активную растяжку, которая помогает привести тело к естественным диапазонам движений, включить в работу нужные мышцы, укрепить их, распределить нагрузку по всему телу. Именно поэтому очень важно совмещать занятия танцами с занятиями растяжкой. Чтобы настроить своё тело на здоровый, гармоничный режим движений.
Артем: Совершенно неважно быть гибким, когда начинаешь заниматься танцами. Потому что когда ты начинаешь заниматься чем угодно, твои исходные данные на момент начала практически не имеют большого значения. Важно то, чему ты научишься в процессе.

У меня перед глазами большое число примеров людей, которые начинали с нуля танцевать и были совершенно негибкими, непластичными, неритмичными, немузыкальными, но постепенно наработали все эти качества.

А тема «я негибкий, поэтому мне, наверное, не стоит начинать», – это или красивое объяснение, чтобы не делать, или своего рода невысказанная просьба к собеседнику поддержать, подбодрить, развеять сомнения.
Когда ты начинаешь заниматься чем угодно, твои исходные данные на момент начала практически не имеют большого значения. Важно то, чему ты научишься в процессе
Насколько важна растяжка в зависимости от определенного стиля танца?
Анастасия: Во многих направлениях, уже упомянутой воздушной гимнастике, контемпорари и даже в бальных танцах растяжка создаёт зрелищность, открывает диапазоны, расширяет возможности движений. Когда ты не закрыт в какие-то рамки, ты можешь впечатлить зрителей, судей. Естественно, гибкость непосредственно влияет и на грацию, а грация добавляет много плюсов к оценкам.

Когда ты занимаешься растяжкой, ты воспитываешь всё тело, выравниваешь осанку, формируешь линии. И даже в таких направлениях, где не нужны супер-амплитуды – например, вог, или восточные танцы, движения рук, движения корпуса становятся совсем другими, когда ты развиваешь гибкость. Движения становятся качественно другими, и это отмечают абсолютно все. Больший контроль над телом, большая точность, изоляция, выразительность.
К вам на занятия приходят разные люди. Скажите, зачем им растяжка, что она им дает?
Анастасия: Есть две категории учеников. Первая – это танцоры, воздушные гимнасты (пилон, полотна), которые уже знают, зачем им гибкость, и затем применяют ее в своих танцевальных направлениях.

Вторая категория – люди, которые начинают тянуться, просто чтобы быть более гибкими. Они начинают работать со своим телом, начинают чувствовать его более мягким, более подвижным, и уже из этого состояния они начинают думать, как им это применять. И они решают пойти либо на танцевальные направления, либо им хочется чего-то более экстремального, вроде пилона и полотен. Когда человек приобретает гибкость, ему хочется её применять.
Когда человек приобретает гибкость, ему хочется её применять
Почему многие сегодня хотят именно «сесть на шпагат», а не просто улучшить общую гибкость? Как это стало идеей фикс?
Анастасия: Есть общая тенденция – мы все хотим результат. Например, когда мы занимаемся фитнесом, мы сразу хотим рельефное тело. Но мы не хотим 500 раз присесть, 300 раз отжаться и полгода заниматься проработкой.

Когда люди приходят на растяжку, им важно увидеть конечную цель: а чего я хочу от растяжки. Общая гибкость – это неконкретное понятие, и его сложно представить. Представлять цели проще в конкретике. И в конкретике в качестве целей нами рассматриваются определённые составные фигуры, которые для нас являются привычной демонстрацией гибкости - это шпагаты, мостики, затяжки.

Я прихожу на растяжку, я пытаюсь представить конечную цель и я представляю шпагат. И причина, почему так хотят шпагат, скорее всего в этом. Мы так приучены: чтобы развиваться, мы должны видеть конечную цель, к чему мы идём.
Артем: Шпагат – это зрелищный элемент. И, наверное не идея фикс, а идея-вызов. Причем этот вызов был брошен довольно давно и исходил от кумиров современного взрослого поколения, которые показали миру, что гибкость возможна не только у балерин и гимнасток.

Раньше считалось, что шпагат – это божий дар и природные данные. Но потом выяснилось, что это не так. Первым непрофессиональным медийным исполнителем шпагата был Волк из "Ну, погоди!", который в 15 выпуске 1984 года продемонстрировал продольный балетный шпагат и разножку. После него был Ван Дамм "Кровавый спорт", "Кикбоксёр", потом были Чак Норрис и Джеки Чан. И так эта идея появилась в головах мужской части человечества. Интерес подогревали единоборцы, каратисты, мастера кунг-фу и йоги.

Например, когда я учился в школе у нас шпагат выполнял мужчина, учитель биологии, он занимался в секции ушу, это был 1987 год, то есть до Ван Дамма.

В конце 90-х пришла очередь женщин – и в кино шпагаты исполнили Мила Йовович, Шарлиз Терон, Ума Турман. Точно так же в конце XX века был моден культуризм как идея развития силы и образа современного человека, так сейчас популярна идея шпагата как эталона гибкости.

В чём заключается вызов шпагата? В том, что, с одной стороны, все могут к этому прийти, если приложат достаточно терпения, дисциплины и усилий, и с другой стороны, – не все могут к этому прийти, потому что они попросту не готовы ничего ради этого предпринимать. И это нельзя купить за деньги, а можно достичь только своим собственным трудом.

Сегодня шпагат доступен всем, и я считаю, что это замечательно, потому что то, что раньше находилось в прямом смысле за пределом человеческих способностей, сегодня стало возможным и доступно самым обычным людям благодаря накопленному опыту и современным знаниям о человеческом теле.
Раньше считалось, что шпагат – это божий дар и природные данные. Но потом выяснилось, что это не так
Почему идея развития общей гибкости менее популярна, чем идея шпагата?
Артем: Я бы так не сказал. Она менее конкретна. Я бы сказал, что шпагат - это понятная, измеримая и зрелищная визуализация. И эмоциональный повод для того, чтобы начать улучшать себя, своё тело, совершенствоваться. И когда ученик приходит и погружается в тему, то как правило, интерес к шпагату быстро сменяется другими, более ценными интересами и практичными применениями этих способностей, которые трудно объяснить непосвященному человеку. Поэтому шпагат остаётся визитной карточкой развития гибкости.

К идее развития гибкости как таковой люди чаще приходят в более старшем возрасте, после того как свою былую гибкость утрачивают. И у нас примерно половина таких учеников. Им не нужен шпагат. Им хочется полноценно двигаться и получать удовольствие от жизни.
У всех ли может получиться растянуться, или есть какие-то ограничения в плане физиологии или возраста?
Анастасия: На продольный шпагат могут сесть все, на поперечный могут не позволять суставы. Но если мы говорим об общей гибкости, о нормальном функционировании тела – это доступно каждому, и я бы настоятельно рекомендовала тянуться всем.

Да, может быть, у нас есть какие-то суставные ограничения, которые не дадут «досесть» на поперечный или ограничат нам лимит в минусовых продольных, но это неважно. Потому что гибкость – это не только шпагаты правый, левый и поперечный. Гибкость – это очень многогранное качество, и здесь можно развиваться во многих направлениях. И даже противопоказаний для занятий разумной растяжкой нет, тем более растяжкой через движение тела, с восстановлением нормальных рабочих амплитуд и норм движения, которые отсутствуют в силу того, что мы не используем наше тело так, как оно в принципе задумано.
На продольный шпагат могут сесть все
Насколько гибкость важна в обычной повседневной жизни, вне танцев и спорта?
Артем: Давайте вспомним, что есть гибкость? Это способность совершать движения с максимальной амплитудой. Мы не вспоминаем о ней, когда мы молодые, гибкие, подвижные и привыкли к тому, что любое движение нам доступно по умолчанию. Ребенок не понимает важности гибкости, когда он спокойно берёт ногу в рот или закладывает её за голову, сидит по-турецки или «согнувшись в три погибели» за письменным столом. Она у него есть по умолчанию с рождения, и он не знает, как по-другому.

Но в силу разных обстоятельств гибкость со временем уходит. Сидячий образ жизни, в целом низкая физическая активность, травмы, болезни и т.д. И в какой-то момент, как говорится, «бац – и ты "дерево"». Кто-то в 14, кто-то в 40, кто-то в 60. И человек зачастую задумывается о важности гибкости только после того, как её утратит. Например, когда не может поднять руку, чтобы выключить свет в комнате, или поднять ногу, чтобы просунуть её в штанину.

Кто-то смиряется с этим, говорит в свои 30 лет «старость не радость» и превращается в молодого старичка или молодую старушку. Продолжает лелеять свои вредные гиподинамичные привычки, терпеть боль, учится жить с болью, адаптируется к ней, и к 50 окончательно скрючивается в бублик.
Ребенок не понимает важности гибкости, когда он спокойно закладывает ногу за голову, сидит по-турецки или «согнувшись в три погибели» за письменным столом. Она у него есть по умолчанию с рождения, и он не знает, как по-другому
До изобретения антибиотиков в 40-45 лет человек уже считался стариком, и люди жили 50-60 лет. Сейчас нам озвучивают среднюю продолжительность 80-90 лет, а в ближайшем будущем 100-120. И это не научная фантастика. Я захожу к своим родителям в гости, они уже на пенсии. И я здороваюсь с их соседями, которые минимум на 15-20 лет старше и которые были старенькими, когда я ходил в школу... 90 лет – это реалии сегодняшнего дня.

И кто-то хочет оставаться молодым, активным и подвижным до глубокой старости. И ему не приемлема сама мысль, что в 60-65 он перестанет быть способным самостоятельно поднимать руки вверх и потом 35 лет будет кататься в инвалидном кресле или ходить с ходунками.

Поэтому, например, ВОЗ уже давно рекомендует взрослым, помимо повседневных дел и труда, заниматься физической активностью не менее 75 минут в неделю – аэробные нагрузки и силовые упражнения. Чтобы получить дополнительные преимущества для здоровья – до 300 минут в неделю. А после 65 обязательно добавить к своим тренировкам упражнения по развитию гибкости и координации. Посмотрите вокруг. К 60-65 годам многие люди в городах уже не способны ни к каким упражнениям, им бы до магазина дойти, кряхтя на обезболивающих. Не говоря уже про развитие гибкости.

А среди людей, занимающихся танцами, или ведущих активный образ, я вижу другую картину – я вижу бодрых 80-летних женщин, танцующих фламенко и занимающихся йогой, я вижу 85-летних мужчин, которые разъезжают на самокатах, ходят в походы, сплавляются на плотах.

Поэтому вопрос поддержания и развития гибкости как полезной привычки – такой же, как чистить зубы – это вопрос качества всей жизни. И лучше начинать заниматься им сейчас, «чтобы потом не было мучительно больно». Тем более это намного интереснее, чем чистить зубы. Это вопрос выбора. Выбора между болью и страданиями, или долго и счастливо. И это не вопрос судьбы, а вопрос «делать или не делать».
Смотрите также