Можно ли продолжать водить маленького ребенка на танцы, если он говорит, что не хочет заниматься?
Можно ли продолжать водить маленького ребенка на танцы, если он говорит, что не хочет заниматься?
Я часто встречаю людей, которые много и серьезно занимались танцами с самого детства, но ближе к 20 годам как-то резко и почти без сожалений бросали. На вопрос «почему» отвечали, что на танцы их отдали родители, и они даже толком не помнят, как это все началось. А дальше пошло-поехало, и было уже как-то неудобно бросать. Некоторые вообще никакого удовольствия от занятий не испытывали, но не хотелось огорчать родителей. И вот наконец к выходу из подросткового периода они осмеливались признаться и себе, и близким, что танцы – это вообще не про них, и что если бы не родители со своим решением отдать их в 5-6 лет на танцы, они бы вообще никогда не связали свою жизнь с этим видом спорта.

Отдавать маленького ребенка на танцы или не отдавать? Продолжать ли его водить на танцы, если он говорит, что не хочет? И как понять, совпадают ли амбиции родителя с желаниями ребенка?

На эти вопросы отвечают детский хореограф Анна Филимонова и танцор S-класса по бальным танцам и спортивный психолог Анастасия Лысакова.
23 ноября 2020
Анна Филимонова
Анастасия Лысакова
Что делать, если желания и амбиции родителя, который отдает ребенка в танцевальный спорт, не совпадают с желанием самого ребенка, и чем эта ситуация может обернуться?
Анна Филимонова: Начнем с того, что ребенок до 6-7 лет еще не в состоянии более-менее осознанно принять решение. Это ответственность взрослых. Другой вопрос, как они это делают? Родители видят предрасположенности ребенка (во что он играет, к чему тянется, что его увлекает) и на основе этого принимает решение? Или родители просто знают, как надо и следуют за своими амбициями?

Рассмотрим первый случай, когда контакт со своим ребенком налажен. Останется ли он в танцевальном спорте надолго или попробует и уйдет – в любом случае насилия над детской психикой не случится, потому что "мама на моей стороне, оправдал я ее надежды или нет". В приоритете родителя – ребенок счастливый.

Все проблемы начинаются во втором случае, когда в приоритете достижения, повод для гордости, собственные несбывшиеся мечты, а ребенок – средство для достижения этих целей. Вот тогда это чревато покареженной детской психикой, потому что "все мы родом из детства". Особенно если лень, неработоспособность ребенка (а это говорит об отсутствии интереса) продавливаются. В этом случае свойственное всем детям хочу целиком замещается на надо. Тогда мы получаем напряженного маленького человека. Который разучился слышать свои желания, приучен соответствовать чужим ожиданиям, заточен на оценку и достигаторство. В общем дефицит любви, невроз или аморфность.

Так что принцип "не навреди!" в первую очередь актуален именно для родителей дошкольников!
Все проблемы начинаются, когда в приоритете достижения, повод для гордости, собственные несбывшиеся мечты, а ребенок – средство для достижения этих целей
Анастасия Лысакова: Не люблю аналоговый метод, все люди разные. Но вспоминая свое детство, могу сказать, что я летела на тренировку, когда мне было 5 лет. Я горела и сама вела родителей, чтобы они посмотрели на мой урок. Я считаю, что хорошо отдавать ребенка на танцы в 7-8 лет – этот возраст соответствует определенному этапу жизни, когда маленький человек вступает в свой второй социальный институт. Можно отдавать, даже если он еще пока не понял, хочет он заниматься танцами или нет (аппетит приходит во время еды, и интерес формируется уже в процессе), но главное, чтобы это не было амбициями только мамы. Потому что если она в детстве мечтала танцевать, но не дотанцевала, пусть идет и танцует – в про ам, сеньоры, по взрослым (если мы говорим, к примеру, о бальных танцах) – как хочет. Но ребенок, хоть он еще и маленький, – это отдельный человек со своей жизнью, и заставлять его делать то, что ему неинтересно, я бы не советовала.

И если человек, повзрослев, вдруг понимает, что на самом деле танцы его особо не интересуют, это не значит, что годы, потраченные на танцы, были для него потерянными. Все равно это был определенный этап, человек приобрел навыки, развил координацию, получил запас здоровья. Я уверена, что это все не зря, потому что в процессе обучения он также обрастал определенными связями, развивал навыки коммуникации и умение вести партнершу, и все эти умения могут очень помочь в будущем. Пусть это не станет делом всей жизни, но как минимум это не помешает, а как максимум – я считаю, что любой образованный человек должен уметь танцевать.
И если человек, повзрослев, вдруг понимает, что на самом деле танцы его особо не интересуют, это не значит, что годы, потраченные на танцы, были для него потерянными
Смотрите также