Кто и где сегодня танцует степ

Кто и где сегодня танцует степ
Степ сегодня не пользуется большой популярностью и в основном ассоциируется со старыми черно-белыми фильмами с Фредом Астером. Но в Москве и других городах есть небольшое количество школ, где преподают этот танец. «Пляс» поговорил с Анастасией Аккуратовой, основателем школы современного танца «Tap&Jazz» в Красногорске, и узнал, как заинтересовать степом детей, зачем приколачивать крышки от газировки к ботинкам и в каком случае степ сможет вновь обрести популярность.
20 августа 2020

Знакомство со стилем

Знакомство со стилем

Кто сегодня танцует степ?

– Сейчас таких людей немного, но степ танцу все возрасты покорны. В первую очередь это Владимир Иванович Кирсанов, один из родоначальников степ танца в России. Так как степ – это не совсем коммерческое направление танца, последователей у него немного. Все мы, как правило, знаем друг друга и встречаемся на конкурсах.

В Красногорске степ есть только у нас и в КЦ «Архангельское».

Вы получили образование в сфере танца и изучили множество стилей. Почему именно степ стал вашим фаворитом?

– Это случилось еще в детстве. Когда мне было 12, я занималась в школе современного танца «Продвижение», и у нас был конкурс «Танцевальный марафон». Ученики студии должны были сами поставить себе номер: придумать хореографию и образ, подобрать музыку. Длиться номер должен был 2 минуты. В основном участвовали все старшие, некоторым было уже 18. Из детей почти никто не решался, но мне было не страшно, а интересно, поэтому я решила поставить свой первый танцевальный номер. Передо мной встал вопрос: в каком жанре его танцевать? И тогда мама посоветовала попробовать степ. Сначала я сомневалась, так как опыта и педагога по степ танцу в моей жизни еще не было, но уже появились степовки. Весь пол в квартире был в следах от моей работы ног. После просмотра ряда видео со степ танцу я сделала номер «Озорной зонтик», с которым выступила на конкурсе и заняла третье место. Этот номер живет в коллективе по сей день.
Сегодня людей, танцующих степ, немного, все мы, как правило, знаем друг друга и встречаемся на конкурсах
Позже уже с другим коллективом на конкурсе мы познакомились с девушкой-степисткой Татьяной Яковенко, которую наш педагог пригласила преподавать степ. После года занятии она, видя, что я опережаю других ребят, стала давать мне дополнительные комбинации для работы над техникой, что мне очень нравилось. Я постоянно занималась дома (хорошо, что под нами был магазин, а не жилое помещение). Потом Татьяна привела меня к Владимиру Ивановичу Кирсанову в его степ компанию. Я ездила в Москву на степ и занималась в тот период параллельно сразу в трех коллективах. Сестра моя в возрасте 4 лет тоже стала заниматься степом вместе со мной.

Особенности степ танца

Особенности степ танца

В чем обычно танцуют степ?

– Одежда может быть любой, все зависит от номера. На ногах также может быть любая обувь, можно танцевать и в туфлях, и в кроссовках, и босиком, как это было изначально, когда степ только зарождался среди рабов на плантациях, и они с помощью выстукивания разных ритмических рисунков ногами передавали друг другу информацию. Но четче и слышнее всего бить степ получается в специальной обуви – степовках. Это обувь, в которой на пятке и на носке есть специальные набойки. Они должны быть правильно отлиты, чтобы был звонкий и четкий звук. Раньше такой обуви не было, и Владимир Кирсанов рассказывал, как прибивал к подошве ботинок железные крышечки от газировки.

Под какую музыку вы танцуете?

Степ можно исполнять под самые разные ритмы, можно использовать размеры, которые очень редко используются в танцах, например, 5/4, 9/8. Степ можно танцевать даже под а капелла, потому что задача самого стиля – создать музыку, в этом плане степ сродни ударным инструментам. На первый план выходит даже не техника исполнения хореографии, а ритмический рисунок. Поэтому степ можно отнести не только к танцевальной, но и к музыкальной сфере.
Раньше степовок не было, и Владимир Кирсанов рассказывал, как прибивал к подошве ботинок железные крышечки от газировки
Есть какие-то строгие правила степа, которые обязан соблюдать любой танцор?

– На самом деле можно делать что угодно, хоть на руках степить. Но есть определенные ритмические рисунки, которые уважающий себя степист обязан знать. Шим Шам Шимми, тайм степ, бискурс – три комбинации, которые нужно освоить.

Что самое сложное в этом стиле?

В степе идет большая работа стопой и голеностопом, нужно уметь отдельно делать движения пяткой и носком, уметь сделать удар в прыжке, с чем у многих возникают сложности, потому что надо оттолкнуться и в этот момент сделать удар, для этого нужно понять, как происходит прыжок. Также очень важна музыкальная координация, если человек не слышит музыку, то со степом будут проблемы. Поэтому сначала на занятиях занимаются отдельно координацией ног, потом музыкальной координацией, далее все это потихоньку соединяется и выстраивается в номер. А также важную роль в степ танце играет корпус, он должен пластично работать, чтобы не было движений «роботов». Поскольку в нашей студии мы занимаемся также и другими стилями, развивающими пластику тела, мы продумываем работу корпуса. На мой взгляд, большая проблема современных степистов заключается в том, что очень часто даже при самой потрясающей работе ног в номере нет танца как искусства, нет идеи.

Вы танцуете один степ или комбинируете с чем-то еще?

– Степ очень удачно сочетается с другими стилями. У нас дети помимо степа занимаются еще и джазом, модерном, контемпорари, хип-хопом. Поэтому я комбинирую стили в номерах. Также степ можно соединить с народными танцами, где много дробей.
На мой взгляд, большая проблема современных степистов заключается в том, что очень часто даже при самой потрясающей работе ног в номере нет танца как искусства, нет идеи
Коллектив студии «Tap&Jazz» на выступлениях

Развитие степ направления: школы, турниры

Развитие степ направления: школы, турниры

А существуют ли в Москве или области школы, где преподают только один степ?

– Такие школы есть, но их не так много. «Биним» Бориса Макашова в городе Жуковский, «Flap» Вячеслава Янковского и школа танцев Соны Овсепян в Москве – мои фавориты. Как правило, ученики именно таких школ чаще всего ездят на чемпионаты России по степу.

Как на конкурсах судят степ, какие критерии оценки?

– Если это не один степ, а степ, смешанный с другим стилем, то общими критериями являются музыкальность, артистичность, образ, тема и идея номера, имидж, техника современного танца. Если это чисто степ номер, к этим критериям добавляется еще техника степ танца. Судьи оценивают, подходит ли определенный уровень сложности техники танцорам данного возраста. Например, пожилой человек не может позволить себе множество прыжков, зато он продемонстрирует качественное и техничное исполнение хореографии. Также на конкурсах оценивают ритмический рисунок.

В каком возрасте поздно начинать заниматься степом?

– Им могут заниматься и взрослые, и дети. На конкурсе «Степ марафон» участвуют все – от мала до велика: может степить 4-летних ребенок и рядом – 70-летний мужчина.

А взрослые занимаются в вашей студии?

– В нашем в коллективе – нет. Как-то одна мама привела к нам ребенка, а она сама раньше занималась степом, ездила на занятия в Красноармейск, но потом все же бросила, потому что устала ездить. И вот она попросила нас открыть здесь что-то для взрослых. Но увы, пока это невозможно, потому что интерес среди взрослых не так велик. Также у взрослых все не так гладко с посещаемостью, потому что у них есть дела, работа, родительские обязанности, а дети ходят на занятия как в школу, по расписанию.

Есть ли места, куда люди могут прийти и просто потанцевать для себя степ, как танцуют социальные танцы на набережных и в клубах?

– Такое бывает в каких-нибудь барах и кафе, где играют джаз. Однажды мы были на джем-сейшене, и наши девочки пробовали себя в искусстве импровизации.
На конкурсе «Степ марафон» участвуют все – от мала до велика: может степить 4-летних ребенок и рядом – 70-летний мужчина

Популярность степа сегодня

Популярность степа сегодня

Какой сейчас период у степа? В XX веке были периоды и расцвета, и упадка, а сейчас как обстоят дела?

– Сейчас что-то среднее. Мы стараемся его развивать, но пока он все еще не очень популярен. Думаю, когда волна современно танца, такого как джаз фанк, вог, хип-хоп, поутихнет, возможно, начнет возвращаться интерес к старым стилям. Главное уметь интересно подавать степ, комбинировать его с другими танцами, чтобы современным детям было интересно этим заниматься. Больше всего им нравится микс степа и хип-хопа.

Что способствует популяризации степа?

– В нашем случае это конкурсы. В прошлом году мы были на конкурсе «Золотая набойка», все жюри было иностранное, и среди судей нашим ученикам приглянулся Дэниел Левейе. Они сразу нашли его в Instagram, начали смотреть танцевальные видеоролики и пересылать другим участникам коллектива. Так что конкурсы способствуют заинтересованности. Плюс, когда мальчики видят, что степом увлекаются не только девочки или люди в возрасте, но и молодые люди, когда мальчики смотрят, как они об этом рассказывают, что они делают, как они выглядят, они сразу хотят стать степистами и начинают заниматься более интенсивно.
Думаю, когда волна современно танца, такого как джаз фанк, вог, хип-хоп, поутихнет, возможно, начнет возвращаться интерес к старым стилям
Ученики студии на тренировках
В данный момент в студии открыт набор.
Смотрите также