Ph: Gregor Hofbauer

Что такое линди хоп? Большое интервью с чемпионкой России по линди хопу и буги-вуги Марией Филипповой

Что такое линди хоп? Большое интервью с чемпионкой России по линди хопу и буги-вуги Марией Филипповой
В этом году я, как и многие мои соотечественники, так и не побывала за границей, хотя очень планировала. В принципе ничего трагичного, не первый год такой, но всё равно немного обидно. А кому действительно должно быть обидно – так это тем, чья рабочая деятельность была полностью связана с разъездами по разным странам, и закрытие границ сделало их работу попросту невозможной. Но чемпионка России по линди хопу и буги-вуги и преподавательница международного уровня Мария Филиппова даже не думает унывать и перестраивает свою деятельность в условиях новой реальности.

Однажды она, будучи ещё подростком в Ярославле, увлеклась свинговыми танцами после просмотра «Стиляг», и это увлечение полностью изменило её жизнь. Сегодня она рассказывает «Плясу» о том, что такое линди хоп и почему она предпочла его буги-вуги, о поездках в разные страны с мастер-классами, а также о том, чем русский ученик отличается от европейского.

Поностальгируйте вместе с нами по временам, когда можно было ходить на мероприятия с большим количеством людей и летать в другие страны.
11 декабря 2020
Ph: Екатерина Князева
Что такое линди хоп?

Что такое линди хоп?

Мне кажется, что сегодня линди хоп еще не так популярен, как другие социальные танцы, однако в последние годы он набирает обороты. Расскажи вкратце, что это вообще за танец такой? И как проходя занятия?

– Линди хоп – это афроамериканский танец, зародившийся в 20х-30х годах прошлого века в Нью-Йорке на волне популярности джаза, и с тех пор его танцуют люди во всех уголках планеты. Основные черты линди хопа – ритмическая основа, импровизация и свобода самовыражения в паре. В этом парном танце нет такого жесткого распределения ролей как, например, в бальных, и ведущим может быть человек любого гендера.

На занятии по линди хопу всегда есть ротация – смена партнеров, потому что важно, чтобы все танцевали со всеми, ведь когда танцуешь только с одним партнером, привыкаешь к нему и больше не можешь танцевать с кем-то другим.

Линди хоп – социальный танец, это значит, что люди учат его как ещё один язык. Цель посещения занятий – научиться выражать себя в танце, чтобы потом общаться с разными людьми на вечеринках, концертах и фестивалях.

А сколько нужно учиться, чтобы начать выходить на вечеринки?

– Недавно я проводила серию мастер-классов для людей без танцевальной подготовки в пространстве «Циферблат». Опыт «Циферблата» показал, что через полчаса после начала занятия люди уже готовы танцевать. Линди хоп – это, прежде всего, ритмический танец, в нем важно не то, как ты выглядишь на танцполе, а то, как ты себя чувствуешь сам, как взаимодействуешь с партнёром и какой ритм держишь. А базовому ритму можно научиться довольно быстро. В среднем через 2 недели-месяц занятий можно пойти на вечеринку. Но вообще никогда не будет идеального момента и нет какой-то абсолютной «шкалы готовности к вечеринке», можно идти и практиковать полученные знания хоть после первого занятия.
Линди хоп – социальный танец, это значит, что люди учат его как ещё один язык
Меня немного удивляет эстетика этого танца, в частности смущает, что носок всегда натянут на себя, а не вытянут, как обычно учат в классических танцах.

– Вообще эстетика этих танцев для нас – русских – непонятна, и очень часто, когда люди видят их в первый раз, они могут охарактеризовать танец как несимметричный или даже некрасивый, просто потому что не привыкли к такому. Это не балет и не классическая хореография, это американский народный танец. У танцующих нет задачи быть красивым в том понимании, в каком мы мыслим, когда нас учат в детстве классике.
Преподавание линди хопа vs. пандемия

Преподавание линди хопа vs. пандемия

Сейчас сфера танцев переживает не самые лучшие времена. Расскажи, как выглядел твой рабочий график до всей этой истории с пандемией? Ты преподавала в основном в Европе?

– Всё началось с регулярных групп в Москве, потом мы с моим партнёром Даниилом Никулиным начали ездить с матер-классами по России, позже нас начали приглашать на фестивали за границей, и постепенно мы стали преподавать в других странах. В итоге мастер-классы по линди хопу, выступления и судейство на фестивалях в разных странах мира стали нашей основной сферой деятельности. И что удивительно, когда мы начали преподавать за границей, нас стали значительно меньше звать преподавать в России.

Преподавание в разных странах мира как основная работа для меня это какая-то фантастика. Получается, линди хоп так интересен людям во всём мире, что каждую неделю было какое-то мероприятие?

– Да, линди хоп сегодня очень популярен во многих странах. До пандемии в мире – в Европе, Азии, Америке – каждый weekend происходило в среднем 2-4 мероприятия разного масштаба, связанные с линди хопом. Это могли быть как небольшие фестивали с количеством участников до 100 человек, так и крупные с несколькими тысячами танцоров, а также различные мастер-классы и воркшопы, танцевальные лагеря. Танцоры линди хопа съезжались на такие мероприятия из разных городов, стран и даже континентов.

Как раз на такие события нас и приглашали в качестве преподавателей, судей и артистов.

Моя работа состояла в том, чтобы приезжать на фестиваль, где в одном закрытом помещении собираются сотни людей со всех уголков планеты, танцуют друг с другом, общаются, держатся за руки, не соблюдают дистанцию :). Находясь в 2020 году, это уже очень сложно представить как норму. Я боюсь делать прогнозы на будущее, но пока практически никакие фестивали не проводится. У меня все мероприятия в этом году перенеслись. И я думаю, что это только начало.
Как ты провела локдаун и что делала потом?

– Весной я была в Ярославле и проводила время с семьей. Я давно не была в родном городе так долго, наверное, со времен старших классов. В Ярославле я часто бывала на природе, из новых занятий – начала учить французский язык.

Я не хотела сразу вести онлайн-уроки, как только начался карантин, просто потому что требовалось время на отдых, да и онлайн-пространство и так было сильно переполнено активностями. В середине лета я сняла свой первый онлайн курс для уже танцующих людей «Шпаргалка по линди хопу». А осенью я открыла небольшие группы по линди хопу и соло джазу для начинающих в Москве.

Расскажи про танцевальные лагеря. Что это такое? Что-то вроде сборов?..)

– Не совсем, потому что линди хоп – это в первую очередь про общение, а не про достижения и спорт, в котором важно поддерживать форму и выигрывать. Лагеря по линди хопу довольно распространены в Европе, один из самых крупных и известных «Herrang Dance Camp» расположен в Швеции. Представь, каждое лето в небольшую деревеньку под Стокгольмом приезжают сотни танцоров. Все вместе живут, ходят на занятия, танцуют, играют музыку и просто хорошо проводят время в компании единомышленников. Лагерь длится 5 недель, а курс занятий по одной теме рассчитан на неделю. Соответственно каждую неделю туда приезжают новые люди и уезжает часть старых, так же и с преподавателями.

Но помимо Херранга в мире существует ещё очень много фестивалей, на которых бы я посоветовала побывать. Например, Lindy Shock в Будапеште, Lindy Focus в Эшвиле US, Paris Jazz Roots в Париже, да и это ещё только начало списка.

Кстати, в России тоже проходят подобные мероприятия. Например, каждый год с 3 по 8 января можно попасть на «Moscow Christmas Swing Dance Camp». Лагерь «разбивается» в отеле в 30 минутах езды на машине от Москвы. В него можно приезжать только на вечернюю часть – вечеринки с живой музыкой, соревнования, выступления, а можно и заехать с проживанием. Тогда весь день будет расписан занятиями, причём не только по линди хопу, но также можно научиться танцевать бальбоа, буги-вуги, соло джаз и много чего ещё. Я уже 10 лет подряд езжу в этот лагерь, начинала как участница, а последние 4 года регулярно пополняю ряды преподавателей. Говоря о преподавателях, организаторы приглашают около 20 пар иностранных преподавателей со всего мира. Так что можно не только насладиться особой душевной атмосферой этого лагеря, но ещё и многому научиться :)

Конечно, сейчас всё это очень сложно представить, но так всё и было ☺
Линди хоп – это в первую очередь про общение, а не про достижения и спорт, в котором важно поддерживать форму и выигрывать
Ph: Gregor Hofbauer
В какие страны приглашали чаще, а куда – реже? Где линди более популярен, а где – менее?

– Очень сложно сказать однозначно где линди хоп популярен больше, а где меньше. Вся Европа, Азия и Америка активно его танцует.

Если говорить про моё преподавание вне России – за последние несколько лет я побывала в 19 странах мира как приглашённая преподавательница. Так сложилось, что меня с партнёром чаще всего зовут во Францию. Не знаю, почему именно туда. Бывает так, что в короткий промежуток времени нас начинают звать разные организаторы из какой-то одной страны. Так, например я побывала в Польше три раза за полгода и должна была съездить в Италию и Болгарию, но 2020 год внёс свои коррективы.

Из наиболее отдаленных мест, в которых я преподавала, могу назвать Буэнос-Айрес – Аргентина, Гуанчжоу – Китай, Сеул – Корея.

Есть ли разница между учеником европейским и учеником русским?

– Да, и она довольно ощутимая. В России в целом люди привыкли, что когда они ходят в школу, они молча впитывают знания, сидя за партой, а если и хотят что-то спросить или сказать, то поднимают руку, и тогда, может быть, им даётся шанс поучаствовать в ходе урока. При этом учитель имеет такой статус, что с ним нельзя вести диалог на равных. Наверное, поэтому на занятии с русскими учениками коммуникацию на равных выстроить сложнее, чем с европейцами. В таком случае я обычно говорю: «Дорогие друзья, я не телевизор! Говорите, пожалуйста, со мной на занятии. Давайте обратную связь и отвечайте на вопросы, ведь от этого будет лучше нам всем!» И только тогда они начинают потихоньку расслабляться и участвовать в диалоге. Эмоциональная отдача во время занятий в России не так высока, как, например, в той же самой Франции. Но при этом русские студенты очень старательны и трудолюбивы. Часто во время занятия по их выражению лица сложно что-то определить, но после они подходят и очень искренне благодарят за урок.

При этом я помню, что раньше, до всех поездок за границу, мне было очень комфортно преподавать в московском рождественском лагере, но мои европейские друзья, преподающие в нем же, иногда подходили ко мне и спрашивали: «А почему ученики такие серьезные, почему никто не улыбается во время занятий?» Я отвечала, что всё нормально, они просто сосредоточены на материале. А когда я была в этом лагере в последний раз, уже я волновалась, что никто не улыбается. Видимо, я уже настолько привыкла к европейскому менталитету, что на первом занятии для меня контраст был слишком ярким.

Ещё одна история про разницу менталитетов. В Испании после смены партнёров на занятии люди часто долго и громко разговаривают с новым человеком. Здороваются, узнают, как дела, может быть, рассказывают что-то ещё о себе. Культура small talk там развита хорошо. И это прекрасно, ведь люди приходят на танцы, чтобы пообщаться и провести время, ведь для них это часть культуры, но для меня, как для преподавателя, это было очень неожиданно в первые разы. Смена партнёров – это такой быстрый технический момент, который нужен для того, чтобы все попробовали новый материал со всеми, а когда начинается гул в зале и длинные разговоры, все немного отвлекаются. Во Франции и Италии были похожие ситуации, а у нас в России всё немного по-другому, и пришедшие на занятия по танцам чаще хотят соревноваться и выигрывать, совершенствоваться в технике. В то время как во многих европейских странах люди приходят просто пообщаться! Ну, и потанцевать чуть-чуть.

Помню, у нас с партнёром был ещё один забавный случай. Как-то мы преподавали в Германии, а потом поехали с мастер-классами в Китай и на первом занятии решили давать примерно ту же концепцию, которую совсем недавно давали в Германии. Начав класс, мы сразу поняли, что что-то неладно, и ученики в Китае нас понимают сильно хуже, чем немцы. Пришлось менять всё в один момент и давать более наглядные примеры, не используя привычные объяснения на английском языке. В итоге всё прошло успешно, ученики всё поняли, мы всё объяснили и даже получили новый опыт в преподавании, познав контраст аналитического подхода и визуально-наглядного.
Эмоциональная отдача во время занятий в России не так высока, как, например, в той же самой Франции. Но при этом русские студенты очень старательны и трудолюбивы
Линди хоп vs. буги-вуги

Линди хоп vs. буги-вуги

До того как пойти в линди хоп, ты занималась буги-вуги и даже была чемпионкой России по этому стилю. Расскажи, как ты перешла из него в линди хоп?

– Танцы в моей жизни появились ещё в детстве. Я начала ходить на разные занятия эстрадными танцами лет с 8, а в буги-вуги я решила пойти после того, как посмотрела фильм «Стиляги», тогда мне было 15 лет. В то время мои родители занимались аргентинским танго в одном клубе в Ярославле, а в соседнем зале проходили занятия по буги-вуги. Моим первым преподавателем по буги-вуги стал Сергей Струнин из клуба SwingTown, и с тех пор вот уже больше 10 лет я занимаюсь свинговыми танцами.

В Ярославле буги-вуги развит действительно хорошо. Даже на российском уровне часто победителями соревнований по буги становятся ярославцы. Там очень активная танцевальная тусовка, даже сейчас, приезжая в гости и заглядывая в SwingTown, я всегда получаю огромное удовольствие от вечеринок, танцев и общения.
Ещё немножечко истории. Начав танцевать буги в 2009 году в Ярославле, я довольно быстро начала выступать на соревнованиях, ассистировать местным преподавателям, ходить на все вечеринки в городе и даже залетать на столичные. Поступив в Москву в 2012, я, как по волшебству, была приглашена одним моим знакомым преподавать буги-вуги вместе, а другим – выступить на ближайших соревнованиях. А дальше всё завертелось: тренировки, выступления, активная творческая жизнь. С Даниилом мы стали чемпионами России по буги-вуги в 2015 году (а по линди хопу в 2016), и на данный момент мы танцуем с ним вместе уже 8 лет.

На линди хоп я сперва смотрела косо. Мне также была непонятна его эстетика, джазовая музыка казалась унылой и слишком абстрактной по сравнению с весёлым и простым рок-н-роллом, а танцоры казались несобранными по сравнению со спортсменами в буги-вуги. Но где-то в 2013-2014 году мои друзья начали ходить на линди вечеринки, и я решила, что мне тоже нужно попробовать с ними. Через несколько месяцев я втянулась и в линди тусовку Москвы, и даже начала выступать на соревнованиях по линди хопу, получая высокие оценки только по тому, что мы с Даниилом уже были станцованы к буги соревнованиям и использовали этот опыт в линди. Смотря на те выступления сейчас, я с натяжкой могу назвать тот танец линди хопом, скорее мы пародировали его, оставаясь с буги-вуги техникой. Но, видимо, это прокатывало, потому что мы стали регулярно оказываться в финалах российских соревнований.

А почему вы решили полностью уйти из буги-вуги?

– Оттанцевав 4 сезона подряд в буги соревнованиях (и отпраздновав 7 лет в буги-вуги), я ощутила, что дальше уже некуда расти. Мы стали чемпионами России, ехать на мировые соревнования было неоправданно затратно, да и сама идея соревнований меня привлекать перестала. Вот стану я чемпионом Европы или мира, например, потратив очень много сил и времени, а что дальше? Думаю, что проблема спорта в том, что есть конкретные критерии и вроде бы понятные цели, достигнув которые, ломаешь своё видение, и – что для меня самое страшное – не понимаешь, куда идти дальше.

С искусством всё совершенно иначе. В нём нет баллов и оценок, только идея и воплощение. Здесь можно копать бесконечно и в любую сторону. Собственно поэтому мы и решили в 2016 году, что хватит танцевать буги-вуги на соревнованиях. Я об этом ни разу ещё не пожалела :)

Сейчас спортивная составляющая буги-вуги постепенно съедает социальную. И мне кажется, что когда есть спорт и правила, когда ты танцуешь не как чувствуешь и не воспринимаешь танец просто как искусство, когда у тебя есть баллы и квалификационные карточки, в танце уже меньше импровизации и меньше себя. Начинаешь смотреть, что нужно сделать, ориентируешься на чемпионов, и в итоге все танцоры становятся похожими друг на друга.

Плюс музыка в буги-вуги очень качёвая, но одинаковая. А джаз для меня намного более разнообразный, даже бесконечный. Также линди хоп привлекателен тем, что в нём намного больше свободы для партнёрш. Танец построен так, что оба партнёра одинаково на него влияют, прислушиваюсь друг к другу.

Сейчас спортивная составляющая буги-вуги постепенно съедает социальную. И мне кажется, что когда есть спорт и правила, когда ты танцуешь не как чувствуешь и не воспринимаешь танец просто как искусство, когда у тебя есть баллы и квалификационные карточки, в танце уже меньше импровизации и меньше себя
Партнерство в буги вуги vs. партнерство линди хопе

Партнерство в буги вуги vs. партнерство линди хопе

Вернёмся к теме поиска партнёра, которую я люблю обсудить. Мне необычно слышать, что в Ярославле – городе провинциальном – так просто найти партнёра по не самым популярным танцам, в то время как в Москве не всегда удается встать в пару в более популярных стилях. Как ты их находила?

– Начнём с того, что на занятиях по буги-вуги происходит ротация, смена партнёров. И с самого первого урока в Ярославле нас было примерно поровну. Помню, что с моим первым партнёром меня просто поставил в пару преподаватель, а со следующими мы знакомились на вечеринке и договаривались выступать уже сами.

Поиск партнера в буги-вуги, линди хопе и других социальных танцах – это не про подачу объявления на Авито в стиле «ищу партнера». Партнёр – это всегда кто-то из круга твоих друзей, знакомых, это кто-то, с кем ты танцевал на вечеринках, вы обычно из одной компании, ходите в кафе и обсуждаете танцы. Социальные танцы – это в первую очередь про сообщество.

К моменту моего переезда в Москву в столице у меня уже были налажены социальные связи, потому что весь 11 класс я ездила на вечеринки или просто на совместные тусовки. А также ребята из других городов ездили ко мне в Ярославль, если у нас были какие-то фестивали или соревнования. В этих связях и есть большая ценность наших танцев.

Что касается моих успешных поисков партнера – наверное, мне просто везло. Всегда, когда я хотела выступать или развиваться вместе с кем-то, появлялись люди, с которыми я могла встать в пару. У меня не было длинных периодов в жизни, когда я специально искала партнёра.

А как обстоят дела с мужчинами в линди хопе? (Кстати, это ещё одна моя любимая тема)

– Что необычно, зачастую на наших с Даниилом занятиях в Москве если и есть перевес, то мужчин больше, чем женщин. У нас нет такого, что если ты мужчина – ты однозначно только ведёшь, а есть женщина – ты следуешь, гендер не имеет такого значения, как в бальных танцах (насколько я могу судить о бальных танцах со стороны). Есть фолловер и лидер (ведомый и ведущий), и человек сам выбирает, в какой роли он танцует сейчас. Будет совершенно нормальным, если на вечеринке девушка пригласит девушку, а парень – парня. Может, где-то в глубине России это всё ещё и воспринимается кем-то немного необычно, но в других странах это воспринимается как само собой разумеющееся.

На занятиях, чтобы объяснить концепцию ведения в линди хопе, я люблю приводить такой пример: можно представить, что вы встретились с другом или подругой, и он (она) знает дорогу в кино, а ты – нет, и вы идете и разговариваете. И он просто уверенно идёт по знакомому маршруту, и неважно, какого он пола, неважно, держитесь ли вы за руку, потому что если вы оба вовлечены в процесс, например, в разговор, то вы чувствуете друг друга и автоматически будет следовать за ним (ней). При этом если ты захочешь купить булочку в соседнем магазине, ты немножечко отойдёшь в сторону, к магазину, и уже друг или подруга будет следовать за тобой. Это никогда не про гендер и правила ведения/ведомости, это про вовлеченность в данный момент времени. Но когда только учишься, сложно удерживать этот баланс, поэтому сначала мы учим одну роль, потом, на высоком уровне, почти все учат другую.
Поиск партнёра в буги-вуги, линди хопе и других социальных танцах – это не про подачу объявления на Авито в стиле «ищу партнёра». Партнёр – это всегда кто-то из круга твоих друзей, знакомых, это кто-то, с кем ты танцевал на вечеринках
Встречаются ли пары мальчик-мальчик и девочка-девочка на крупных соревнованиях?

– Да, конечно, их не так много, но они есть, и среди них есть преподаватели международного уровня. Так танцевали и раньше, так что нет такого, что пришла новая этика, и люди одного гендера вдруг начали танцевать друг с другом.
Соревнования в линди хопе

Соревнования в линди хопе

Кстати, расскажи про соревнования по линди хопу.

– В России и в частности в Москве несколько школ по свинговым танцам ежегодно проводят турниры. На любых соревнованиях всегда можно найти подходящую тебе категорию, даже если ты совсем начинающий танцор или у тебя нет постоянного танцевального партнёра.

В целом соревнования делятся на два вида: со своим партнёром и со случайным. В обоих форматах есть свои прелести. Со своим партнёром легче донести до зрителей и судей своё видение танца, есть время на подготовку и синхронизацию в технике, но и в этом случае пары, как правило, не готовят своё выступление полностью. Главная задача – показать, как можно импровизировать в данный момент под конкретную музыку, а не похвастаться, у кого больше заготовок. Но, конечно, и заготовки имеют место быть, но как мне сейчас кажется, они не так ценны, как навык импровизации.

Совпадая с человеком случайным образом, никогда не знаешь, что получится, куда пойдёт разговор в ситуации соревнований. В этом и вся прелесть.

То есть нет такого, что ты приходишь на турнир со строго вымеренными композициями, где все элементы и фигуры просчитаны от и до?

Нет, на турнирах все композиции включаются случайным образом. В финалах участникам обычно сообщают примерный темп и длительность выхода, но не выдают, что их конкретно ждёт. Конечно, со своим партнёром можно подготовить все выходы «от и до», например, в финалах крупных соревнований люди так делают, особенно это актуально для тех, кто танцует на высоких темпах. Но я не сторонник полностью заготовленных композиций.

А как судят турнир, по каким критериям?

– Судить соревнования по линди хопу приглашают тех людей, которые имеют вес в сообществе. Обычно это опытные преподаватели и танцоры, которых все уважают и к мнению которых прислушиваются.

В финалах судьи ставят участникам не баллы, а места, а потом с помощью специальной системы высчитываются результаты. То есть каждый судит танцы, исходя из своего взгляда на них и сравнивая те пары, которые сошлись в конкретном финале, друг с другом. Нет никаких общих абсолютных критериев, которые выражаются в баллах.
На любых соревнованиях всегда можно найти подходящую тебе категорию, даже если ты совсем начинающий танцор или у тебя нет постоянного танцевального партнёра
Ph: Alexei Jukov
Линди хоп – вёселый танец?

Линди хоп – весёлый танец?

Мне кажется, что все свинговые танцы – это какое-то безудержное веселье. Почему они все выглядят так весело?

– Я бы не воспринимала это как откровенное веселье. Свинговые танцы зарождались во времена Великой депрессии, сегрегации, сухого закона, в общем, жизнь у людей была тяжелая, а джаз был такой весёлый, просто потому что по-другому нельзя было в то время.

Представьте себе такую картину: Дюк Эллингтон, Луи Армстронг, Элла Фицджеральд – безумно популярные артисты эпохи джаза, по уровню сравнимые, например, с Бейонсе, едут с гастролями по Америке. Они играют в лучших отелях и концертных залах, им аплодируют стоя и поклоняются толпы людей, но при этом они не могут останавливаться в тех же отелях, в которых выступают, или ужинать в ресторанах, сидя рядом со своими слушателями. Просто из-за цвета кожи и ужасных законов того времени, в котором они жили.

Джаз в целом и свинговые танцы в частности исторически – часть культуры сопротивления. Потанцевать приходили в том числе, чтобы отвлечься от проблем в жизни.

Тогда никто никого не учил танцевать линди хоп в том виде, в котором обучение происходит у нас сейчас, не было танцевальных школ или клубов. Люди просто сходили с ума по этой музыке и танцевали в клубах, в паре или сольно. Это было так же обычно, как сегодня прийти потанцевать в бар вечером пятницы.

Возможно, и сегодня многие люди приходят на танцы, чтобы отвлечься от проблем. Когда у меня сложный период в жизни, я чувствую, как сильно джаз может помогать и вылечивать, потому что он правда имеет такое свойство, есть в нем что-то такое, что возвращает к жизни. А вообще линди хоп может быть очень разным – грустным, спокойным, веселым, сумасшедшим, с трюками – все зависит от музыки и собственного настроения!
Смотрите также